Введение квот на беспошлинный импорт бензина и дизельного топлива, как это требует ПАО “Укртатнафта”, спровоцирует дефицит топлива на рынке, что повлечет рост цен на 5 грн./л. Такое мнение выразили эксперты рынка в ходе пресс-конференции, посвященной риску ограничения импорта по заявлению “Укртатнафты”.
“Реальный сценарий того, как может быть загружен Кременчугский завод – это 4,5 млн. т/год. При такой загрузке мы видим, что на пике потребления, это август-ноябрь, дефицит на рынке будет составлять порядка 30% от потребления, это примерно 200 тыс. т. Что будет происходить: согласно предложению “Укртатнафты”, на все дополнительные объемы, которые нужно завести, необходимо будет платить пошлину в 30% стоимости. Сегодня ДТ стоит $600/т, 30% – это $200/т, или в пересчете на литры 5 грн./л. Если такой сценарий предположить, то получается, что мы будем вынуждены импортировать с пошлиной, которая добавит ценам порядка 5 грн. на литре”, – спрогнозировал директор “Консалтинговой группы А-95” С. Куюн. По словам директора “А-95”, даже если Кременчугский НПЗ будет загружен на 100% и будет перерабатывать около 7 млн. т, что выглядит крайне маловероятным учитывая текущую загрузку на уровне 2,5 млн. т, все равно в осенние месяцы пикового употребления избежать дефицита не удастся.
Председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький оценил потери горно-металлургического комплекса (на который приходится 7-8% потребления ДТ) от неизбежного подорожания топлива в случае введения квот в 2,5 млрд. грн./год. Это как прямые потери от закупки топлива для производственных нужд, так и косвенные, от последующего удорожания ж/д-тарифов. “Наши потери прямые и косвенные составят более 2,5 млрд. грн., каждый гражданин ощутит на себе эти последствия через виток инфляции, девальвации и так далее. Мы считаем, что для того, чтобы удовлетворить амбиции одного из производителей, даже если это целая отрасль, оно того явно не стоит, чтобы вся экономика “скинулась”, дабы одной отрасли стало комфортней. Если хотите этой отрасли помочь – есть бесчисленное число других механизмов, вплоть до прямой государственной поддержки, но это не должно быть за счет других отраслей и населения”, – заявил С. Беленький.
Президент Нефтегазовой ассоциации Украины Дмитрий Кулик подтвердил, что инициативы “Укртатнафты” вызовут дефицит топлива и разрушат сложившуюся диверсифицированную систему поставок топлива на украинский рынок. “Нет смысла даже рассматривать это заявление и начинать процедуру расследования. Оснований для введения квот или пошлин нет. Это приведет к тому, что разрушится диверсифицированная система поставок в Украину: сейчас мы получаем топливо из 10 направлений и забыли, что такое кризис. Введение ограничений приведет к повышению цен для всех потребителей и запустит цепочку инфляции”, – уверен Д. Кулик.
По мнению партнера юридической фирмы Sayenko Kharenko Анжелы Махиновой, поданное “Укртатнафтой” заявление противоречит действующему законодательству и международным обязательствам, а сама инициатива ограничить импорт топлива из всех стран несет большие риски для Украины как страны-члена ВТО. “В рамках ВТО у Украины есть негативный опыт введения пошлин. Это 2013 г., когда мы ввели ограничение на импорт легковых автомобилей, а Япония это решение оспорила. В результате мы вынуждены были отменить их. Сейчас мы можем наступить на те же грабли, но тогда мы были относительно “молодым” членом ВТО и нас могли понять и простить, но если мы повторим это, то нас могут расценивать как злостного нарушителя международных правил торговли”, – отметила А. Махинова. Также, по словам А. Махиновой, ограничения на импорт топлива в Украину может спровоцировать ответные меры пострадавших стран в отношении украинского экспорта.
“Укртатнафта” требует ввести квоты на беспошлинный импорт бензинов и ДТ с 1 мая. Для бензина и ДТ российского и белорусского производства “Укртатнафта” просит ввести квоты в 3 этапа, постепенно снижая их до 30% украинского рынка (с мая – 50%, с июля – 40%, с октября – 30%). Для топлива других стран компания просит сразу с 1 мая 2018 г. установить квоту на уровне 30%. Согласно предложению компании, на бензины, импортированные в Украину сверх квоты, предлагается пошлина на уровне 29,3% таможенной стоимости, на ДТ – 30,7%. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)