Для проведения весенне-летних полевых работ в 2018 г. производителям сельскохозяйственной продукции необходимы удобрения. Хватит ли на всех удобрений?
В конце марта правительство Украины повысило пошлины на российские удобрения, которые из-за дешевого газа продавались на нашем рынке по самым низким ценам. При этом крупнейшие производители украинских удобрений – заводы Ostchem Дмитрия Фирташа и ОПЗ – не работают на полную мощность. Что будет с рынком отечественных удобрений и смогут ли украинские аграрии завершить посевную без непредвиденных затрат?
Какими бывают удобрения? Удобрения бывают органическими и минеральными. Органическими удобрениями, такими как компост и торф, аграрии могут обеспечить себя сами. Минеральные производится на заводах. Это фосфорные, калийные и азотные удобрениями. Наиболее востребованными являются азотные удобрения – карбамид, аммиачная селитра, сульфат аммония, карбамидо-аммиачная смесь (КАС). Производят их из аммиака, который синтезируется из природного газа. Поэтому для рентабельного производства азотных удобрений необходим дешевый природный газ.
В Украине стоимость природного газа для предприятий в апреле составляет $330/тыс. кубов при курсе 26 грн./$, с НДС, в России – около $100/тыс. кубов при среднегодовом курсе 61 руб./$. Таким образом, себестоимость сырья для производства аммиака в Украине более чем в три раза дороже, чем в России. Из-за агрессии РФ на Донбассе и в Крыму Украина уже более года не покупает газ у “Газпрома”. Но РФ продолжает продавать в Украину продукт его переработки – азотные удобрения и аммиак по низкой цене.
Кто обеспечивает украинских аграриев удобрениями? Украинских аграриев обеспечивают наши производители и импортеры. Самые крупные – из РФ.
Сегодня азотные удобрения в Украине производит пять заводов. “Азот” в Черкассах, “Северодонецкое объединение “Азот” и “РивнеАзот” принадлежат компании Ostchem. 86% в Ostchem принадлежат украинскому олигарху Дмитрию Фирташу, еще 14% – народному депутату от Оппозиционного блока Юлии Левочкиной, родной сестре Сергея Левочкина – партнера Фирташа по телеканалу “Интер” и экс-глава АП Януковича. Также азотные удобрения производыт государственный “Одесский припортовый завод” и “ДнипроАзот”, который входит в группу “Приват” олигарха Игоря Коломойского. Последний сегодня имеет самый дешевый ресурс для производства удобрений. Так происходит благодаря тому, что мощности “ДнипроАзота” находится в аренде государственной нефтегазодобывающей компании “Укрнафта”. Контрольный пакет акций “Укрнафты” принадлежит государству через “Нафтогаз”, еще 42% акций – в собственности структур “Привата”. Несмотря на то, что “Укрнафта” может продавать газ по рыночной цене, она по дисконту отправляет его на “ДнипроАзот” для собственных нужд.
Что касается Дмитрия Фирташа, то в марте 2017 г. “Нафтогаз” перестал поставлять газ на его заводы из-за долгов. Возобновление работы предприятий произошло только в июне 2017 г. До этого олигарх успел собрать предоплату за удобрения в около 2 млрд. грн.
Вернут ли долги аграриям? Восстановить работу заводов Ostchem удалось не без помощи правительства. Кабинет министров законтрактовал через ПАО “Аграрный фонд” удобрений на 1,6 млрд. грн. В течение 2017 г. “Аграрный фонд” закупил около 220 тыс. т минеральных удобрений производства “Азот” (Черкассы) и “Ривнеазот”. Из них 60 тыс. т были реализованы во время осеннего сева 2017 г. Остальное реализуется сейчас.
На сегодня заводы Ostchem покрыли задолженность перед аграриями лишь на 25%.
У Фирташа заявляют, что российские производители вытесняют украинских с рынка удобрений, поэтому необходимо повышать импортные пошлины. Вместе с тем, его предприятия продолжают закупать аммиак у российских производителей. Доля газа в себестоимости удобрений составляет около 70%, аммиака – около 60%. Получается, что украинский олигарх выступает против одной русской бизнес-группы, с другой – сотрудничает.
Директор по регуляторной политике Group DF Игорь Гольченко объяснил, почему компания продолжает сотрудничать с российскими поставщиками. По его словам, не имея надлежащей поддержки со стороны государства, украинские производители удобрений вынуждены на своем же рынке конкурировать с российскими производителями, у которых себестоимость удобрений в разы ниже. “В сложившейся ситуации определяющим фактором в выборе поставщика сырья является исключительно стоимость сырья. Исходя из этого группа Ostchem на рыночных условиях работает с теми поставщиками аммиака, которые могут предложить более низкую цену и обеспечить необходимые для работы заводов объемы поставок”, – говорит Гольченко.
Он отмечает, что само по себе использование импортного аммиака для предприятий Ostchem является вынужденной мерой, поскольку в отличие от газа аммиак не является универсальным сырьем и может использоваться для производства только определенных видов удобрений. “Но на тех предприятиях Ostchem, где это позволяет технологический процесс, заводы комбинируют импортный аммиак с дорогим украинским газом, чтобы удешевлять стоимость конечного продукта для потребителя и таким образом иметь возможность конкурировать с российскими производителями”, – резюмирует Гольченко.
Кому выгодны пошлины на российские удобрения? 26 марта Межведомственная комиссия по международной торговле расширила действие антидемпинговых мер на импорт в Украину аммиачной селитры происхождением из России. Отныне антидемпинговую пошлину для АО “Дорогобуж” (входит в группу “Акрон”, которую контролирует российский бизнесмен Вячеслав Кантор) составит 29,25%, для других поставщиков из РФ – 42,96%. Кроме того, с мая 2017 г. Украина ввела антидемпинговые пошлины в 31,84% на другие удобрения азотной группы: карбамид и КАС (карбамидно-аммиачную смесь).
По большему счету, аграриям все равно у кого покупать удобрения. Главное, по низкой цене за то же количество действующего вещества. С точки зрения ведения бизнеса – это логично, ведь российские удобрения всегда дешевле из-за низкой себестоимости продукции.
В Ostchem утверждают, что сегодня склады заполнены продукцией, готовой к отгрузке. Но из-за затягивания с введением пошлин российские производители уже успели завезти за январь-март более 300 тыс. т продукции.
Кому выгодны пошлины? Однозначно – Дмитрию Фирташу. Что получил от пошлин аграрный сектор? Пока что ничего. Однако аграрии опасаются увеличения цен на удобрения.
Обеспечат ли украинских аграриев доступными отечественными удобрениями? По оценкам аналитиков, потребность украинского рынка составляет 4 млн. т азотных удобрений в год, на весеннюю посевную – 2,5 млн. т, 1,2 млн. т с которых составляет аммиачная селитра. Украинская химическая промышленность способна производить 7,5 млн. т удобрений в год, из них 4 млн. т могут вырабатывать три завода Ostchem – “Азот”, “Ривнеазот” и “Северодонецкий “Азот”. Еще 3,5 млн. т – ОПЗ и “ДнипроАзот” Коломойского.
Кроме этого, по данным Министерства экономического развития и торговли, в Украину завозятся удобрения из Беларуси, Узбекистана, Польши, Румынии, Грузии, США, Египта. Например, азотных удобрений из России в январе-феврале 2018 г. было завезено 159 тыс. т, из Узбекистана – 93 тыс. т, ЕС – 77 тыс. т, Беларуси – 46 тыс. т, Казахстана – 26 тыс. т. Российских удобрений в Украину завозится больше всего.
“При наличии заказов от украинского АПК предприятия Ostchem готовы в максимально короткие сроки нарастить производство и полностью обеспечить украинский рынок”, – говорят в компании.
Вопрос остается в цене. Будут ли удобрения отгружаться аграриям по доступной цене? В Ostchem утверждают, что независимо от новых пошлин и ценовой политики российских конкурентов цены на украинские удобрения подниматься не будут.
Представители украинского аграрного сектора утверждают, что цены на удобрения возрастут, если сегодня не принять необходимых мер. Президент Украинской аграрной конфедерации (УАК) и народный депутат Украины Леонид Козаченко считает, что нужно немедленно провести совещание по активизации внутреннего рынка производства минеральных удобрений на уровне правительства. “Если не решать ситуацию, то удобрения подорожают. Это приведет к потере прибыльности сельскохозяйственного производства. Российские удобрения всегда были дешевле из-за дешевого сырья и удобной логистики. Закрыв этот рынок, мы простимулировали рост цен. Но подчеркиваю – этого можно избежать, если вмешается правительство”, – рассказал он.
По словам Козаченко, необходимо разработать и внедрить государственную программу поддержки увеличения добычи газа и угля как основного сырья для производства удобрений.
“Правительство не воспользовалось кредитом от Китая на $3,6 млрд., который был предназначен именно для этих целей. А это обеспечило бы производство минимум половины азотных удобрений из дешевого сырья. Кроме того, США приняли Стратегию национальной безопасности. В дополнительном постановлении Сената прописано, что безопасность США укрепляет энергетическая независимость Украины. Если мы откажемся от любых поставок из России, то последняя ослабевает и не представляет такой угрозы США”, – говорит Козаченко, который является членом группы по межпарламентским связям с США. Он отмечает, что США готовы выделить финансовую помощь для Украины на активизацию увеличения добычи природных ископаемых – газа, угля и нефти, но наше правительство почему-то не пользуется этой возможностью. “По условиям США, половина денег может идти на модернизацию ядерной энергетики, вторая половина – на развитие бизнеса частных компаний, работающих в энергетической сфере. Но когда речь идет о поддержке частного бизнеса, то, к сожалению, наше правительство иногда заклинивает. Это большая проблема”, – говорит Леонид Козаченко.
По словам заместителя председателя Всеукраинской аграрной рады (ВАР) Михаила Соколова, пошлины на российские удобрения постепенно повышаются с 2012 г., а ситуация всегда одна и та же: после повышения пошлин цены на украинские удобрения растут относительно цен мирового рынка. Это делает украинских аграриев менее конкурентоспособными по сравнению с аграриями РФ, которые также экспортируют свою продукцию через Черное море, и по сравнению с аграриями из других стран. Происходит это потому, что в структуре себестоимости украинского растениеводства минеральные удобрения составляют около 30%, и это при том, что удобрений вносится минимум в два раза меньше необходимой нормы, из-за чего истощается почва. По словам заместителя председателя ВАР, введение пошлин делается для того, чтобы цены на внутреннем рынке росли, а заводы Ostchem могли работать.
“ДнипроАзот” прекрасно работает и даже экспортирует, имея свою сырьевую базу. Весь мировой химпром работает на собственном сырье. Поэтому вопрос: почему государство должно поддерживать убыточные заводы Фирташа? На создание Ostchem была взята кредитная линия у “Газпрома” на $12 млрд. Потратили они $1 млрд. На оставшиеся $11 млрд. можно было модернизироваться и самим построить заводы по производству синтез-газа или приобрести лицензии на добычу украинского природного газа, а также пустить производство новых удобрений с большей добавленной стоимостью. Сейчас же в Украине даже простого гранулированного карбамида никто не производит, а для точного земледелия нужен именно гранулированный, а не прилированный карбамид . Раз уж Ostchem не конкурентен, то правильно должно было бы вынудить Фирташа уйти с рынка – продать мощности тем, кто готов инвестировать в их развитие, а не пытаться их загрузить за счет нас с вами”, – считает Соколов.
Он добавляет, что второй вариант решения проблемы – модернизация портовой инфраструктуры для разгрузки судов класса Панамакс и приема удобрений из других стран. “Если мы построим логистику для поставки удобрений из других стран, то Ostchem просто обанкротится. Сейчас же пошлины только способствуют повышению цены. На сколько повышаются пошлины – на столько растут цены внутри Украины относительно мировых. Сегодня получается, что Фирташ, спекулируя на борьбе со страной-агрессором, наживается на украинских аграриях, покупая российский аммиак и добиваясь повышения пошлин на российские удобрения”, – резюмирует Михаил Соколов.
Ситуация обеспеченности удобрениями сегодня. Сегодня, по данным Института охраны почв Украины, обеспеченность аграриев удобрениями составляет 101%, из них азота – 104%. В прошлом году было 106%, из них азота – 108%. В 2018 г. аграрии уже заказали 995,5 тыс. т питательных веществ минеральных удобрений, в том числе азота – 699,3 тыс. т, фосфора – 164,3 тыс. т, калия 131,9 тыс. т.
С крупнейшим отечественным производителем в конечном итоге получается замкнутый круг. Для того, чтобы аграрии были обеспечены к осенней посевной удобрениями по приемлемой цене на 100%, заводам Ostchem нужно пустить производство на полную. Для пуска нужны заявки от аграриев и дешевый газ, которого нет. Аграрии не доверяют Фирташу, который еще не рассчитался на 100% по прошлым долгам. Кроме того, на рынке пока есть дешевые российские удобрения. (Бизнес Цензор/Укррудпром/Химия Украины и мира)