Современное косметическое производство – сложный и наукоемкий процесс. За этикеткой баночки крема или флакона парфюма скрывается многолетний труд огромного числа людей. Причем далеко не всегда это только лишь представители самой косметической индустрии.
О том, как устроена отрасль и почему на прилавках становится все больше азиатских продуктов, рассказала глава Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова.
– Что оказывает наибольшее влияние на развитие косметического производства?
– Искушенные потребители хотят видеть безопасную и эффективную с точки зрения функциональной нагрузки косметическую продукцию. К тому же она должна быть комфортной: иметь интересную текстуру, привлекательный цвет, приятный запах, соответствовать упаковке. Эта непростая задача – поддержание разнообразия косметических форм – решается либо использованием новых химических и природных ингредиентов и систем “доставки веществ”, либо инновационными решениями в упаковке, либо созданием новых технологий изготовления продукта.
– Вы можете привести пример такой технологии?
– Косметическое производство стремительно модернизируется. Пожалуй, больше всего новых решений возникло за последние 20 лет в области изготовления эмульсий. Казалось бы, в основе процесса лежит все то же оборудование – варочный котел и система мешалок. Но развитие нанотехнологий и такой области науки, как реология (раздел физики, изучающий деформации и текучесть вещества), дает возможность создавать не только классические эмульсии типа “вода – масло” и “масло – вода”, но и принципиально новые формы. Еще один пример – микрокапсулирование. Данная технология полезна при изготовлении продуктов с нестабильными во времени ингредиентами. Она же используется, если есть необходимость постепенного высвобождения активного начала, допустим, с целью устранения запаха пота в течение нескольких часов после нанесения на кожу продукта. Огромные изменения произошли в части производства декоративной косметики, особенно при использовании микронизированных пигментов.
– Развитие органической химии сильно влияет на косметическое производство?
– Развитие химической науки оказывает принципиальное влияние на возможности косметической индустрии, во многом диктуя функциональную наполненность продуктов. Так, если 20 лет назад официальный перечень зарегистрированных косметических ингредиентов – International Nomenclature of Cosmetic Ingredients (INCI) – содержал около 3 тыс. наименований сырья, то сегодня этот список состоит примерно из 16 тыс. различных индивидуальных веществ, смесей, экстрактов и биотехнологических продуктов. То есть список стал длиннее более чем в пять раз! Выделилось даже отдельное направление – косметическая химия.
– И все эти вещества были разработаны специально для изготовления косметики?
– Косметическая промышленность заимствует многие ингредиенты из фармацевтики и пищевого производства. Но очень многие ингредиенты разработаны специально для косметических целей: некоторые силиконы, обеспечивающие хорошее распределение по коже крема для тела, солнцезащитные фильтры, парфюмерные композиции, красители для волос и т. д.
– Но нельзя же просто взять ингредиент в другой отрасли и перенести его в косметическое производство?
– Нет, конечно. Важной особенностью веществ самой различной химической природы, используемых в косметической промышленности, является абсолютная безопасность для организма человека при длительном нанесении на кожу. Поэтому разработчикам ингредиентов требуется провести специальную токсикологическую оценку и подготовить пакет документов по тестированию на безопасность. Работа эта сложная и недешевая. С 2013 г. в Европе запрещено тестирование на животных как конечной продукции, так и ингредиентов. Поскольку косметическая промышленность мира не готова к тому, чтобы полностью заменить токсикологические тестирования альтернативными методами, поток “инновационных” ингредиентов заметно сократился. Разработчики сфокусировали внимание на уже существующих решениях с хорошо изученным профилем безопасности. Теперь они пытаются найти у них качественно новые свойства, которые расширили бы сферу применения. Еще одно направление – комбинация различных индивидуальных веществ либо их сочетание с некими экстрактами для создания многофункциональных комплексов. В то же время много интересных новинок приходит из стран Юго-Восточной Азии. Не будучи ограниченными правилами Евросоюза, они охотно продвигают свои разработки в других странах. Например, активно работает корейская промышленность, предлагая большой спектр и новых ингредиентов, и новых решений для косметики.
– Развитие химии привело к бурному развитию парфюмерии. Некоторых популярных ароматов в природе вообще не существует. Другие синтетические вещества имитируют натуральные аналоги. Но есть ли что-то, что у химиков пока не получается создать?
– Имитировать можно практически любой природный аромат, но это в значительной степени вопрос стоимости разработок. Есть уникальные природные ароматы, например, ириса или жасмина, которые используются крайне редко из-за высокой цены. А есть более дешевые синтетические аналоги, которые используются в массовой парфюмерии. У России есть проблемы с собственной сырьевой базой для парфюмерной и косметической индустрий.
– Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?
– Минпромторг сейчас работает над стратегией развития парфюмерно-косметической отрасли до 2030 г. Идея состоит в правильной оценке вектора развития промышленности в тех направлениях, где это целесообразно. Например, это развитие производства сырья и упаковки, поддержка наукоемких проектов и т. д. Не должно быть сверхзадачи обогнать мировых химических гигантов и делать 100% косметического сырья у себя в стране. Все же мы живем в эпоху международного разделения труда. Но у России есть немало интересных наработок в этой области. При соответствующей системной поддержке эти наработки могут стать высокомаржинальными коммерческими продуктами. Именно такой подход поддерживается Российской парфюмерно-косметической ассоциацией. (Нефтехимия РФ/Химия Украины и мира)