Федеральная антимонопольная служба наконец признала, что на российском топливном рынке возникли проблемы. Как заявил глава ФАС Игорь Артемьев, противодействие демонополизации рынка нефтепродуктов может вынудить ведомство решать этот вопрос “на политическом уровне”.
“Тот, кто не хочет этого, должен понимать, что это большая государственная задача по демонополизации рынка нефтепродуктов, и он не должен противодействовать. Она в принципе уже завершена как проект, но если не хватает предложения на бирже, то она просто не работает. Блокировать важнейший государственный проект по демонополизации этого рынка – это, вообще говоря, если не преступление, то некрасивая история”, – подчеркнул Артемьев.
ФАС обнародовала проект поправок в совместный приказ о минимальных объемах продаж нефтепродуктов на бирже. В документе предлагается повысить объем биржевой реализации бензина с 10% до 15%, дизельного топлива – с 5% до 7,5%. “Мы обсуждали этот вопрос с нефтяными компаниями, проводили совещание. Относятся все по-разному: некоторые очень прохладно, некоторые позитивно. Но мы все понимаем, что биржевая торговля нефтепродуктами – это демонополизация рынка”, – отметил Игорь Артемьев.
Ранее 19 региональных розничных трейдеров, входящих в Российский топливный союз (РТС), опубликовали открытое письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву. Они просят немедленно и принудительно остановить рост оптовых цен на бензин и дизель. “Считаем, что для исключения дальнейшего роста розничных цен необходимо принятие мер для снижения оптовых цен путем экстренного оперативного вмешательства в “ручном” режиме всех регуляторов, направленного на увеличение объема поставок топлива на внутренний рынок, повышение объема продаваемого топлива в ходе биржевых торгов, введение моратория на поставку нефтепродуктов за рубеж либо на установление экспортных пошлин в таком размере, уплата которых приведет к понижению экспортного паритета”, – пишут в своем послании трейдеры.
Представители РТС указывают, что увеличение оптовых цен на топливо в последнее время стало “беспрецедентным” и уже “бьет исторические рекорды”. По сравнению с тем же периодом прошлого года биржевая стоимость бензина АИ-92 подскочила на 30,3%, АИ-95 – на 27,8%, дизтоплива – на 37,4%. В конечном итоге происходящее приведет к монополизации топливного рынка страны крупными производителями, поскольку небольшие частные сети, которые занимают сейчас 60% рынка, разорятся и исчезнут. Работать в условиях постоянного диспаритета оптовых и розничных цен могут позволить себе только АЗС нефтяных компаний, у которых центр прибыли переносится в оптовое звено и убытки розничных продаж покрываются прибылью от других видов деятельности. Независимые же АЗС ничего подобного делать не могут и терпят убытки. Авторы письма считают, что у нынешнему положения дел несколько причин: олигополизация оптового рынка при конкурентности розничного, разные условия налогообложения для независимых АЗС и сетей крупных нефтекомпаний, а также нежелание соответствующих должностных лиц принимать радикальные меры для сохранения конкурентной среды. (nangs.org/Химия Украины и мира)