За январь-май через морские порты было импортировано 258,4 тыс. т нефтепродуктов, что на 33,6% меньше, чем за аналогичный период 2017 г. (324,3 тыс. т). Об этом свидетельствуют статистические данные Администрации морских портов Украины (АМПУ).
Лидером по объему импорта нефтепродуктов остается Николаевский порт. За 5 месяцев он принял 106,5 тыс. т, что на 31,5% меньше аналогичного периода прошлого года. Вторым по объему импорта остается порт Южный, через который было поставлено 101 тыс. т (-14% к 5 месяцев 2017 г.). Единственным портом, который нарастил объем импорта, стал Херсонский морской порт, увеличивший объем в 2 раза – с 11,3 тыс. т до 23,75 тыс. т. Крупнейший в стране нефтетерминал в порту Одессы, который принадлежит группе “Приват”, принял в 2018 г. всего 8,5 тыс. т нефтепродуктов. В 2018 г. возобновился импорт топлива через порт Рени (3,55 тыс. т за 5 месяцев), Скадовск (1,1 тыс. т).
Транзит нефтепродуктов через порты за 5 месяцев 2018 г. снизился в 30 раз, с 377 тыс. т до 12,8 тыс. т.
Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн обращал внимание на важность значения морских нефтеперевалочных комплексов в случае прекращения поставок нефтепродуктов из России и Беларуси. По его оценкам, в низкий сезон (с ноября по май) ежемесячная нагрузка на порты составит до 350 тыс. т, в высокий (с июня по октябрь) – до 500 тыс. т. Основная нагрузка придется на перевалочный комплекс “Привата” в Одессе – от 170 до 270 тыс. т в месяц. По мнению С. Куюна, для повышения надежности системы нефтепродуктообеспечения необходимо создание государственной перевалки нефтепродуктов, системы запасов нефти и нефтепродуктов, а также формирование необходимого подвижного состава.
Ставки портовых соборов в украинских портах остаются выше, чем в других портах стран черноморского региона. АМПУ объясняет это повышенной налоговой нагрузкой на порты, которые перечисляют в бюджет около 63% своих доходов. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)