Производство бензина в стране увеличилось за год на 9%. В планах – сокращать импорт и активизировать экспортное направление.
По итогам 5 месяцев производство продуктов нефтепереработки достигло в стоимостном выражении 335,8 млрд. тенге (тг) – на 21,6% больше, чем годом ранее. Почти 84% производства пришлось на ключевые регионы-нефтепереработчики – Атыраускую область (здесь расположен Атырауский нефтеперерабатывающий завод – АНПЗ), Павлодарскую (в области работает Павлодарский нефтехимический завод – ПНХЗ) и Туркестанскую, бывшую ЮКО (где размещен Шымкентский нефтеперерабатывающий завод “ПетроКазахстан Ойл Продактс” – ПКОП).
В натуральном выражении заметно увеличился выпуск бензина, включая авиационный, – на 9% год-к-году до 1,42 млн. т и керосина, включая реактивное топливо – на 12,7% за год до 92,3 тыс. т. Производство дизтоплива сократилось на 5,1% до 1,8 млн. т.
Согласно данным Минэнерго, уже два завода в РК модернизировались (АНПЗ и ПНХЗ), мощности увеличились, заводы перешли на Евро-4 и Евро-5. В августе-сентябре планируется введение в строй модернизированной части Шымкентского НПЗ, соответственно, выработка бензина еще вырастет. По словам главы Минэнерго Каната Бозумбаева, к середине июня запасы бензина АИ-92 в стране составляли более 340 тыс. т и увеличились на 15 тыс. т всего за неделю.
С учетом излишков собственного бензина потребность в импорте сегодня отсутствует. Для поддержки отечественных производителей Минэнерго работает над вводом временного (на три месяца) запрета на ввоз российского бензина в РК по железной дороге. Глава ведомства подчеркнул, что временный запрет не повлияет на цены на бензин в стране.
Также Казахстан намерен активно развивать экспортное направление в секторе. Заместитель председателя правления АО НК “КазМунайГаз” Данияр Тиесов, выступая на международной конференции “Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2018” в Астане, сообщил, что к концу 2018 г. Казахстан может суммарно экспортировать 300-400 тыс. т бензина. В 2019 г., если объемы загрузки заводов будут соответствовать заявленным планам, экспорт составит 1-1,2 млн. т бензина.
Чтобы превратиться из импортера в экспортера бензина, Казахстану нужно урегулировать вопрос законодательно: пока по соглашению с РФ экспорт светлых нефтепродуктов из РК запрещен до 1 января 2019 г. Таким образом Россия защищала себя от реэкспорта нефтепродуктов из РК. Впрочем, эти ограничения, введенные в РК с 2008 г., намерены отменить осенью. Казахстан планирует запустить экспорт бензина в Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан.
По итогам I квартала 2018 г. внутренний рынок РК обеспечивался отечественными производителями бензином на три четверти, дизелем – более чем на 90%.
К лету литр наиболее популярного бензина АИ-92 обходился казахстанцам в 158,5 тг за литр – на 11,5% дороже, чем годом ранее, хотя и на 1,7% дешевле, чем месяц назад. АИ-95/96 также подешевел к апрелю на 1,7%, однако вырос в цене за год на 12,9% до 175,3 тг за литр в мае 2018 г. Цены на АИ-98 за месяц практически не изменились, за год – выросли на 16,6% до 192,4 тг за литр. Летнее дизельное топливо подорожало к апрелю на 2,6%, год-к-году – на 24,7% до 169,3 тг за литр по итогам мая. (energyprom.kz/Химия Украины и мира)