В России назревает очередной топливный кризис: оптовые цены на бензин с конца лета растут, в то время как крупные нефтекомпании держат цены на своих АЗС.
По данным Росстата, в опте цены за сентябрь увеличились на 10%. Это приводит к тому, что независимые АЗС вынуждены поднимать цены. Подорожание важного для социального спокойствия товара уже начинает беспокоить регионы. Эксперты считают, что крупные нефтяники, разгоняя оптовые цены, “могут разыгрывать свою карту” в переговорах по льготам с правительством.
Цены производителей автобензина в сентябре увеличились на 10% по сравнению с августом, следует из данных Росстата. По данным биржи СПбМТСБ, с 1 августа цены на АИ-92 и АИ-95 выросли на 13,5% и 21%, до 50,3 тыс. и 55,4 тыс. руб. за тонну соответственно. АЗС крупных нефтекомпаний держат цены на уровне конца мая по соглашению с правительством: тогда в обмен на заморозку цен в рознице акцизы на бензин и дизтопливо были снижены с 1 июня. Но независимые трейдеры в условиях роста биржевых цен, возобновившегося к концу лета, вынуждены повышать цены на заправках. Средние розничные цены на бензин и дизтопливо с 1 по 7 октября выросли на 0,09% и 0,2%, 43,28 руб. и 44,69 руб./л, сообщал Росстат. Бензин АИ-92 подорожал на 2 коп. до 41,4 руб./л, АИ-95 – на 5 коп. до 44,62 руб./л. Топливо дорожало в 33 регионах. Наибольший рост был в Иркутске – на 2,2%, Кызыле (Тува) – на 1,3%, Чите – на 0,9%.
Ситуация с ценами на топливо обострилась весной, но после экстренных мер правительства оптовые цены начали снижаться. Их рост возобновился к концу лета. “Из-за осенних ремонтов и снижения продаж на бирже в сентябре-октябре выросли крупнооптовые цены, – сказал глава управления ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин. – Вместе с тем розничные цены фактически не менялись с начала июня”.
Подорожание топлива уже беспокоит власти в ряде регионов. Наиболее резко отреагировал глава Иркутской области Сергей Левченко, заявив 17 октября, что “цена увеличилась где-то на рубль, а где-то сразу на четыре”, и что речь не идет о тех организациях, у которых повышение цен произошло в пределах среднего по РФ: “Есть несколько структур, очень сильно поднявших цену”. Чиновник напомнил, что в этом году выделены средства на компенсацию затрат на ГСМ аграриям. “Но если кто-то надеется, что государство будет все время давать деньги, чтобы увеличивались цены и чтобы они получали дополнительную прибыль, этого, конечно, не будет”, – предупредил он.
Позже пресс-служба губернатора сообщила, что с 8 по 14 октября средняя стоимость АИ-92 возросла на 2 руб./л до 43,2 руб., АИ-95 и АИ-98 – на 3 руб. (46,4 руб. и 49,3 руб. за 1 л), летнего дизтоплива – на 2,5 руб. до 47,4 руб. Литр зимнего дизтоплива стоит 51,3 руб. Источник в правительстве области говорит, что бензин с 30 мая не подорожал только на АЗС “Роснефти”. Он отметил, что частные операторы берут бензин не у производителя, а у посредников, повысивших цены. Так, по словам собеседника, существенно поднялись мелкооптовые цены топлива у “Иркутскнефтепродукта” (структура “Роснефти”). “Возможно, НПЗ компенсируют прибыль, недополученную из-за сдерживания цен в рознице, в других сегментах рынка”, – говорит источник.
“Мы сохраняем привлекательные цены на бензин как в рознице, так и для мелкооптовых потребителей, – заверили в “Роснефти”. – Губернатору Левченко же стоило бы обратить внимание на деятельность работающей в регионе Иркутской нефтяной компании, которая, добывая 8,5 млн. т нефти, вообще не поставляет сырье на российский внутренний рынок”.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что в ситуации с ценами на топливо в Иркутской области нет ничего удивительного. Подобные проблемы есть и в ряде других регионов, отмечает он, из-за продолжающегося роста оптовых цен независимые трейдеры вынуждены повышать цены, а на АЗС крупных нефтекомпаний топливо не дорожает. “Но и нефтекомпании работает в убыток, да еще на повышенных объемах продаж, что приводит к сокращению мелкооптовых продаж и нехватке топлива”, – добавил Аркуша.
По словам Михаила Турукалова из “Аналитики товарных рынков”, крупные нефтяники “могут разыгрывать свою карту”, разгоняя оптовые и мелкооптовые цены. Самые серьезные проблемы сейчас на рынке дизтоплива, цены на которое находятся на историческом максимуме, говорит эксперт. Он полагает, что крупные производители пытаются укрепить свои переговорные позиции в диалоге с правительством по введению демпфирующего механизма – субсидии для НПЗ из нефтегазовых доходов бюджета. Турукалов уверен, что ситуация на рынке топлива к концу года будет зависеть именно от достаточности льгот для нефтяников. (Rcc/Химия Украины и мира)