Кризис на рынке нефтепродуктов привел к тому, что правительство и нефтекомпании фиксируют цены на бензин и дизтопливо до конца марта 2019 г. Для каждого региона установлена индикативная цена в мелком опте, за отклонениями свыше 4% будут следить ФАС и ФНС. На АЗС нефтекомпаний цены могут повыситься только в январе вслед за ростом НДС и затем – в темпе прогнозной инфляции. Этот режим должен гарантировать лишь минимальную маржу независимым трейдерам.
Как следует из протокола совещания у вице-премьера Дмитрия Козака от 31 октября, где согласовали фактическое госрегулирование цен на топливо, для каждого из субъектов РФ установлен индикативный уровень мелкооптовых цен (ИУЦ) на горючее. Фиксация цен на бензины АИ-92 и АИ-95 и дизтопливо продлится до 31 марта 2019 г. Нефтекомпании обязались не превышать ИУЦ при продажах с нефтебаз, иначе им грозят заградительными пошлинами на экспорт нефтепродуктов.
Правительство все жестче регулирует цены на ГСМ после весеннего подорожания, которое затормозили на лето. Осенью начались жалобы независимых АЗС, которым из-за роста оптовых котировок пришлось повышать цены, тогда как нефтекомпании могли не менять прейскуранты. К совещанию “Роснефть” обвинила независимых трейдеров в раскачивании ситуации с ценами. Дмитрий Козак признавал, что “независимый розничный сегмент, который занимает 53% розничного рынка, выступает за снижение оптовых цен, может быть даже не всегда оправданно”.
Как следует из приложения к протоколу, средний ИУЦ по РФ для АИ-92 – 53,5 тыс. руб./т, АИ-95 – 56,6 тыс. руб., летнего дизтоплива – 51,2 тыс. руб. (для зимнего дизеля – плюс 2,4 тыс. руб. к ИУЦ летнего). По словам Дмитрия Козака, цены устанавливались так, чтобы маржа АЗС составляла 2,7 тыс. руб./т (2 руб./л) горючего.
По регионам ИУЦ сильно различаются. В Южном ФО в Волгоградской области тонна АИ-95 на базе будет стоить не дороже 56 тыс. руб., а в Севастополе – 62,5 тыс. руб. Самый дорогой бензин будет в Якутии (72,66 тыс. руб./т АИ-95) и на Чукотке (71,97 тыс. руб.), самый дешевый – в Томской области (51,65 тыс. руб.) и Чечне – 52,63 тыс. руб. ИУЦ относительно высоки, говорит источник на топливном рынке, у независимых АЗС несколько месяцев будет лишь минимальная маржа.
Биржевые цены отреагировали на совещание снижением, хотя формально соглашения с нефтяниками еще не подписаны. Это должно произойти до 7 ноября, иначе до 9 ноября ведомства представят предложения о “системных мерах по стабилизации” рынка (в Минэнерго от комментариев отказались). 2 ноября цены на АИ-92 и АИ-95 на СПбМТСБ опустились до значений конца июня – 49 тыс. руб. и 51,4 тыс. руб. за тонну соответственно, на зимнее дизтопливо – до уровня начала октября (56 тыс. руб.).
Также в протоколе обещан жесткий контроль над рынком: ФНС и ФАС поручены внеплановые проверки независимых продавцов, превышающих индикативные цены более чем на 4%. Крупные нефтекомпании, держащие цены на АЗС, продолжат делать это до конца года. С января 2019 г. они смогут поднять цены не выше, чем на 1,7% (отражение роста НДС с 18% до 20%), а с 1 февраля – и далее, но исходя из равномерного роста до конца года и не быстрее прогнозной инфляции (4%). Нефтекомпании тему не комментировали.
В то же время, учтен ряд идей “Роснефти”. Нефтяникам позволили не выполнять обязательства по росту поставок на биржу, но они обещали поднять на 3% сверх уровня 2017 г. отгрузки на внутренний рынок (это не касается Хабаровского НПЗ “Нефтегазхолдинга”). Правительство будет обсуждать и предложение “Роснефти” о направлении на НПЗ не менее 17,5% нефти.
Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, говоря о поручении из протокола совещания о предквалификации покупателей на СПбМТСБ с допуском только сетей АЗС и конечных мелкооптовых покупателей, отметил, что перепродавцы – один из легальных каналов сбыта с недостатками и достоинствами, тему нужно обсуждать в увязке с развитием срочного рынка, предусмотренного указом президента, заметил чиновник. Он отметил и упоминание вопроса о введении плавающих акцизов на топливо.
Меры “ликвидируют рынок нефтепродуктов в его текущем виде и рушат систему ценообразования, которая строилась годами”, говорит источник в экспертном сообществе, биржа “оказывается ненужной”. Он опасается нехватки топлива на фоне отказа от повышения нормативов биржевых продаж и того, что ряд нефтекомпаний в начале ноября снизил реализацию на бирже до минимума. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)