В Минпромторге пришли к выводу о преждевременности требования окрашивать автомобили российскими лаками и красками. Чиновники пока не смогли найти подход к определению происхождения такой продукции, а также признали проблемы с технологиями производства. Но идея ведомства обязать автоконцерны с 2020 г. перейти на отечественные шины нашла поддержку у концернов.
9 ноября в Минпромторге под руководством замминистра Виктора Евтухова прошло совещание по поправкам к постановлению правительства №719, требующим углубить локализацию продукции автопрома за счет использования российской лакокрасочной и шинной продукции. Как рассказали собеседники, знакомые с ходом обсуждения, чиновникам удалось договориться с участниками рынка о локализации шин. В ходе совещания представители шинной отрасли отметили, что в РФ локализовано производство ключевых шинных компаний мира и они не видят проблем с обеспечением их продукцией автоконцернов, сообщил Виктор Евтухов. Исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева сообщила, что сообщество подготовит свои предложения по оформлению требования об использовании отечественных шин и направит их в Минпромторг.
Предложив в августе обязать автопроизводителей использовать российский алюминий, чтобы помочь попавшему под санкции США “Русалу” Олега Дерипаски, Минпромторг решил сделать следующий шаг по переводу автопрома на российское сырье. В начале ноября он предложил обязать концерны с 2020 г. использовать шины, произведенные только в странах ЕАЭС. Эта идея не встретила большого сопротивления у концернов и была поддержана шинниками, уверявшими, что российские мощности могут полностью покрыть требования автопрома. Минпромторг также предложил автопроизводителям перейти на лакокрасочные материалы (ЛКМ) российского производства, в 2020 г. потребовав, в частности, использовать не менее 30% отечественных красок для кузовов легковых машин, не менее 70% для грузовиков и не менее 80% для автобусов. При этом лакокрасочную продукцию, соответствующую глобальным требованиям концернов, Россия не производит, на что указывали и эксперты, и автопроизводители, и даже сами изготовители ЛКМ.
Вопрос использования в автопроме российских ЛКМ по итогам совещания так и остался открытым. Представители автоконцернов, по словам источников, в частности, подняли вопрос критериев отнесения такой продукции к российской при закупках сырья для нее за рубежом. У чиновников Минпромторга, рассказывают собеседники, также возник вопрос определения происхождения ЛКМ на уже окрашенном автомобиле: обсуждалось, что это реально сделать только по бухгалтерским документам, которые не все оказались готовы раскрыть. Виктор Евтухов сообщил, что принято решение по конкретизации некоторых критериев признания происхождения автомобилей в части химических компонентов. Он добавил, что в ходе совещания производители ЛКМ обратили внимание на отсутствие в РФ производства катафорезных систем покрытий и специфичных видов такой продукции.
В ходе обсуждения Минпромторг заявил, что металлургия и химия – развитые в РФ отрасли, поэтому нужно увеличивать закупки их продукции, рассказывают источники. Кроме того, Минпромторг не отказывается от своей идеи балльного расчета уровня локализации концернов, несмотря на то, что основные подходы к развитию автопрома еще не согласованы правительством. По словам собеседников, на совещании обсуждалось, что стратегия развития автопрома сфокусирована не только на ключевых технологических операциях (например, локализация двигателя), но и на вовлечении продукции смежных отраслей – за локализацию дополнительных элементов концернам хотят предложить дополнительные баллы.
Владимир Беспалов из “ВТБ Капитала” полагает, что локализация шин в условиях наличия в РФ мощностей по производству их как для бюджетного, так и для премиального сегмента автопрома – один из самых простых шагов для концернов. Между тем это не та технологическая операция, локализация которой принесет в РФ новые компетенции, говорит аналитик. В целом включение в требования к автопрому не только базовых операций Беспалов одобряет, но отмечает, что их локализация не должна приводить к тому, что закупки на внутреннем рынке будут дороже импорта. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)