ПАО “Укртатнафта” инициировало антисубсидарное расследование относительно импорта бензинов из Беларуси. Об этом говорится в письме компании секретарю Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) от 12 ноября.
“Учитывая актуальность и важность данного вопроса для энергетической безопасности Украины, ПАО “Укртатнафта” подготовило жалобу относительно нарушения и проведения антисубсидарного расследования касательно импорта в Украину отдельных продуктов переработки нефтяного сырья (бензинов моторных) происхождением из Республики Беларусь”, – говорится в письме. Результатом антисубсидарного расследования может стать введение квот и заградительных пошлин. Какие именно меры предлагает ввести “Укртатнафта”, в письме к СНБО не уточняется.
В этом письме компания в целом предупреждает секретаря СНБО о рисках зависимости Украины от поставки топлива из России и Беларуси. Ссылаясь на заявления неназванных депутатов Госдумы РФ, которые прозвучали в российских средствах массовой информации, “Укртатнафта” заявляет о планах России ограничить поставку нефтепродуктов в Украину в качестве второго этапа антиукраинских санкций.
“Страна-агрессор реально рассматривает вопрос прекращения поставок энергоносителей в Украину и в первую очередь нефтепродуктов как наиболее действенную меру, целью которой будет создание коллапса в функционировании государственных органов и сбой по всем направлениям экономической деятельности”, – говорится в обращении “Укртатнафты”.
Учитывая “критическую зависимость от поставок из России и Беларуси”, “Укртатнафта” заявляет о необходимости создать условия для увеличения импорта топлива из других источников и роста внутреннего производства. В письме она отмечает, что для защиты национальных интересов СНБО имеет основания рассмотреть вопрос введения специальных экономических санкций, но прямо не призывает к этому.
Компания уведомила СНБО, что при положительном решении по инициированному ею антисубсидарному расследованию в отношении белорусских бензинов, Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ смогут обеспечить 100% потребностей украинского рынка. Также за счет роста переработки заводы увеличат производство дизтоплива и СУГ, что также позволит сократить зависимость от поставок этих видов топлива из России и Беларуси.
Последнее время Кременчугский НПЗ испытывает проблемы с реализацией бензинов, из-за этого завод не может увеличить переработку сырья. Для решения проблемы с реализацией бензинов компания в марте 2018 г. инициировала специальное расследование в отношении импорта бензина и дизельного топлива из России и Беларуси. В частности, компания требовала ввести квоты на беспошлинный импорт бензина и дизельного топлива из России и Беларуси как одного источника на уровне 30% украинского рынка. В апреле Межведомственная комиссия отказала компании в проведении расследования.
После отказа компания обратилась к правительству с просьбой уравнять ставку акциза на бензин и ДТ до EUR164/тыс. л (сейчас акциз на ДТ составляет EUR139,5/тыс. л, на бензин – EUR213,5/тыс. л) и поднять акциз на СУГ с EUR52 до EUR87/тыс. л.
Несмотря на проблемы Кременчугского НПЗ, доля украинских производителей в балансе украинского рынка бензинов увеличивается. За 9 месяцев 2018 г. она составила 43,2% против 39,5% за аналогичный период 2017 г.
Доля бензинов белорусских НПЗ в балансе украинского рынка за 9 месяцев 2018 г. составила 45,7% против 50,3% за аналогичный период 2017 г. В 2017 г. на белорусских производителей припадало 46,6% украинского рынка. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)