Потери российских НПЗ от продажи топлива на внутреннем рынке в условиях более выгодной экспортной альтернативы в январе-феврале могли составить 55 млрд. руб. Такую оценку привел главный экономист “Vygon Consulting” Сергей Ежов.
“В январе-феврале цены внутреннего рынка на моторные топлива были ниже цен экспортного паритета, из-за чего переработчики потеряли около 55 млрд. руб. за два месяца”, – сказал Ежов.
При этом совокупные выплаты компаниям по демпферу за тот же период составят около 11,1 млрд. руб. Таким образом, демпфирующий механизм в рамках налогового маневра компенсирует нефтяникам только 20% убытков, хотя при установлении его параметров предполагались компенсации в размере 60%, говорит Ежов.
Демпфер работает для сдерживания внутренних цен на топливо. Государство компенсирует компаниям разницу между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой, также предусмотрен обратный акциз на нефть, поступающую на нефтеперерабатывающие заводы. Так, если на выпуск бензина класса “Евро-5” приходится более 10% первичной переработки, то заводу компенсируют 3 тыс. руб. на 1 т перерабатываемого сырья, но при условии поставки топлива на внутренний рынок. Обратный акциз получат НПЗ, которые уже модернизировали производство или намерены сделать это в течение трех лет.
Тем не менее, с начала 2019 г. сложилась ситуация, когда по демфирующему механизму нефтяники в определенные периоды вместо компенсации вынуждены были платить государству. Это произошло из-за низкой разницы между ценой продажи нефти и нефтепродуктов в Европе, что является одной из составляющих формулы демпфера. (angi.ru/Химия Украины и мира)