Правительство приняло концептуальное решение о предоставлении обратного акциза на этан для нефтегазохимических проектов, потребляющих его в качестве сырья. Закон об обратном акцизе начнет действовать с 2020 г., рассказал директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
По его словам, отрицательный акциз на этан будет предоставляться для проектов, которые запустятся в 2022 г. и позднее, при этом сам закон может начать действовать с 1 января 2020 г.
“Теперь необходимо определиться с объемом этой поддержки, а он упирается в финансовые модели проектов, которые будут реализовываться в этой отрасли. Мы сейчас анализируем их и пытаемся выйти на какую-то универсальную формулу для всех проектов, которая бы, с одной стороны, создавала экономический стимул для их реализации, с другой стороны – не приводила к запредельным расходам бюджета”, – пояснил А. Сазанов.
Вводимая мера поддержки для переработчиков этанового сырья по задумке ее разработчиков “не дает компаниям никаких налоговых льгот наперед”. “Вам сначала надо вложить, условно говоря, $10 млрд. в строительство нового нефтегазохимического комплекса, и только потом, после пуска проекта, государство начинает предоставлять льготу. Такой механизм поддержки, на мой взгляд, самый действенный”, – отмечает представитель Минфина, добавляя, что “не переработав тонну этана в нефтехимическую продукцию, вы не получите ни копейки денег от государства”.
Разработчики законопроекта убеждены, что обратный акциз на этан должен действовать на протяжении всей работы проекта. В то же время ведомства пока не пришли к единому мнению, как уровень акциза, выплачиваемый инвестору, может изменяться по годам.
“У Минэнерго есть предложение сформировать инвестиционную составляющую, которая предполагает, что обратный акциз будет больше, пока проект окупается, после этого размер акциза уменьшается. Наша задача – обеспечить такой уровень отрицательного акциза, который в долгосрочной перспективе позволит новым российским нефтехимическим и газохимическим комплексам всегда быть конкурентными. В этом случае инвестор будет готов вкладывать деньги”, – заявил А. Сазанов.
В Минфине исходят из оценок, что минимальная стоимость комплекса по переработке этана с пиролизом на 600 тыс. т составит $2-3 млрд. При этом при разработке механизма обратного акциза в ведомстве предпочитают опираться не на “цифры, которые показывают инвесторы в моделях”, а на котировки этана на мировом рынке.
“Компании за счет собственной операционной эффективности должны добиваться хороших финансовых результатов. При этом у них должны сохраниться все стимулы быть операционно эффективными. Принимая решение о размере отрицательного акциза на этан, мы руководствуемся именно такой философией”, – заключил представитель Минфина.
Ранее проект закона о введении обратного акциза на этан был внесен в “дорожную карту” по развитию нефтегазохимического комплекса России на период до 2025 г. Также в правительстве прорабатывается возможность введения отрицательного акциза на СУГ, что нашло отражение в документе.
В настоящее время подакцизным товаром из сырья для нефтехимии является прямогонный бензин (нафта). Это означает, что при его реализации на внутреннем рынке поставщик использует цену экспортной альтернативы, приведенную к базису поставки, и увеличивает ее на установленную регулятором величину акциза. Покупатель – нефтехимический завод – выплачивает соответствующую сумму, однако в конце налогового периода получает налоговый вычет (в той или иной форме) на сумму, равную величине акциза. (rupec.ru/Химия Украины и мира)