Несмотря на ряд негативных факторов, включая рост предложения ближневосточных, среднеазиатских, североамериканских поставщиков, рост конкуренции и протекционизма в мире, экологическую политику, позиции российских экспортеров полиолефинов на европейском и китайском рынке будут весьма уверенными. Российская продукция будет конкурентоспособнее североамериканской и ближневосточной на европейском и азиатском рынках благодаря относительно низкой себестоимости реализации продукта, считает Нина Адамова, аналитик Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка.
Выступая на ежегодной международной конференции “Полиэтилен. Полипропилен 2019”, Адамова заявила, что к 2023 г. в РФ сложится профицит полиолефинов в около 2 млн. т. А, согласно целевым показателям «дорожной карты» развития отечественной нефтегазохимии, утвержденной почти месяц назад, к 2023 г. экспорт крупнотоннажных полимеров должен перевалить за 2 млн. т, к 2025 г. превысив 4 млн. т. В связи с этим для российских производителей ситуация на мировом рынке полиолефинов в настоящее время и в перспективе приобретает большой интерес.
Эксперт привела данные агентства NEXANT: в 2013-2018 гг. рынок полиолефинов развивался относительно активными темпами, мировое производство полиэтиленов в среднем росло на 4,5% в год, полипропилена – почти на 5%. В 2018 г. производство полиэтилена всех видов превысило 102 млн. т, а мировое производство полипропилена достигло почти 72 млн. т.
“Активнее всего в последние годы росло производство линейного полиэтилена низкой плотности, а лидером среди регионов мира является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) во главе с Китаем как по объемам производства, так и по потреблению”, – пояснила Адамова.
По ее словам, для РФ, если рассматривать перспективы роста емкости рынка или потребления полиолефинов, важным критерием выступает подушевое потребление полиолефинов, которое является наиболее высоким в Северной Америке – почти 70 кг на человека в год. Относительно высокий показатель в Китае – 30 кг. В целом по АТР подушевое потребление полиолефинов несколько ниже – порядка 20 кг. “Поскольку одними из ключевых драйверов роста потребления полиолефинов являются упаковочная индустрия, а также товары народного потребления и ежедневного спроса, благосостояние населения и рост его доходов является одним из главных макроэкономических аспектов для развития полимерного рынка”, – подчеркнула аналитик.
Адамова отметила, что, согласно прогнозам IMF, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в странах Азии и Латинской Америки будет расти довольно высокими темпами, как и благосостояние населения развивающихся стран. Люди будут покупать полимерную продукцию, будет расти спрос на продовольствие, что обеспечит спрос на упаковку и товары народного потребления.
По словам аналитика, сейчас наибольший дефицит продукта испытывает АТР, прежде всего Китай, что, однако, не помешало Китаю летом 2018 г. ввести 25%-ную пошлину почти на все виды полиэтилена, ввозимого в страну из Северной Америки. Недостаток продукта в АТР традиционно покрывается в основном предложением с Ближнего Востока (около 50% всего объема); на поставщиков из США в 2017-2018 гг. приходилось около 6% всего импорта полиэтилена в Китай. Китай в последние годы активно пытается снизить зависимость от импорта полиолефинов. За последние 2 года производственный потенциал в стране по выпуску полиэтилена вырос в абсолютном значении примерно на 3 млн. т. “Соответственно, на китайском рынке российским поставщикам придется конкурировать в основном с ближневосточными поставщиками и местными игроками. Тем не менее, позиции российских поставщиков будут довольно уверенными”, – подчеркнула эксперт.
Другим интересным каналом реализации для российских производителей, по мнению спикера, является Европа, где наблюдается дефицит практически всех видов полиэтилена. Особенно это справедливо для линейных полиэтиленов низкой плотности. Но здесь сильнейшим конкурентом будут североамериканские поставщики. В США с конца 2017 г. по конец 2018 г. прирост мощностей по производству полиэтилена составит более 6 млн. т.
Что касается полипропилена, то, отметила Адамова, здесь ситуация чем-то схожа. Наибольший дефицит наблюдается опять-таки в АТР во главе с Китаем. Большая часть дефицита компенсируется избыточным предложением с Ближнего Востока. Гомополимер полипропилена, как и большинство полимеров полиэтилена, попал под ответные меры Китая в рамках торговой войны с США (25% пошлины).
Спикер также обратила внимание, что нефтехимический бум в Северной Америке, базирующийся в основном на этановом сырье, не дает большого количества пропилена и полипропилена. Поэтому и в долгосрочной перспективе в Северной Америке будет наблюдаться дефицит полипропилена, что является позитивным моментом для российских экспортеров, которые поставляют продукцию на европейский рынок. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)