Участники рынка сомневаются в масштабах и правдивости причин кризиса с поставками нефтепродуктов из Беларуси. Это дополнительно усиливает неопределенность в принятии решений об импорте с других направлений. Такое мнение выразили трейдеры.
“Все, с кем мне приходилось общаться, считают это очередной игрой БНК. Не удивлюсь, если этот мега-кризис завтра рассосется и все поедет опять, – говорит менеджер одной из компаний-импортеров. – Думаю, белорусы решили просто качнуть рынок”.
В первые дни после заявлений “Белорусской нефтяной компании” (БНК) ажиотажа на украинском рынке не наблюдалось, в том числе из-за существенных запасов топлива на нефтебазах крупных операторов.
“Это не в первый раз. Прошлой осенью они два месяца рассылали письма об урезании поставок, держали всех в напряжении, а в итоге и в октябре, и в ноябре выгрузили по 160-180 тыс. т. Скорее всего, ситуация с “отравленной нефтью” не настолько серьезная, как нам хотят ее представить”, – отметил получатель белорусского топлива на условиях анонимности.
По словам еще одного собеседника, сомнение у трейдеров вызывает отсутствие полной картины происходящего в Беларуси и вакуум информации от БНК. “БНК заявила, что экспорт темных остается без изменений, а светлых закрывается. Как можно производить мазут и не производить дизтопливо и бензин? Очевидно, что продукт есть, но почему его не отгружают?” – задается вопросом собеседник.
По его словам, сомнение также вызывает тот факт, что история с “грязной” нефтью случилась сразу после очередного обострения отношений между правительствами России и Беларуси и публичных заявлений о планах поднять тариф на транспортировку нефти или остановить нефтепровод “Дружба” на ремонт.
Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн заявил, что рынок могла бы успокоить оперативная, объективная и открытая информация о происходящем. “Приходится констатировать, что за много лет БНК так и не удалось выстроить с рынком доверительные отношения. Это может сыграть с рынком злую шутку, так как ситуация в Беларуси и вправду может оказаться серьезной, поставки долго не возобновятся и возникнет острый дефицит с ростом цен”, – говорит глава “А-95”. Он также считает, что такой крупный международный трейдер как БНК мог бы оперативно принять решение о снабжении украинских контрагентов из других источников либо догрузить заводы альтернативной нефтью.
С. Куюн привел в качестве примера ситуацию 2007 г., когда литовский концерн “Мажейкю нафта” выполнил свои обязательства по поставкам в Украину, несмотря на аварию на заводе.
“Белнефтехим” ввел ограничения на экспорт светлых нефтепродуктов в связи с резким сокращением переработки нефти на НПЗ, спровоцированным поставками некачественной нефти из России. Первые сведения о некачественной нефти из нефтепровода “Дружба” появились 19 апреля. Концерн проинформировал о 10-25-кратном превышении допустимых показателей доли органических хлоридов. Российская “Транснефть” признала отклонение в качестве, а Минэнерго РФ заявило, что проблемы имеют “технический характер”. 22 апреля некачественное сырье достигло европейских НПЗ. 23 апреля БНХ сообщил, что “пока говорить, что есть какие-то улучшения по потоку нефти, преждевременно”. В “Гомельтранснефть Дружба” ожидают улучшения ситуации с качеством нефти не ранее чем через 8-10 дней. В этот же день БНК уведомила своих контрагентов о наступлении форс-мажора.
В 2018 г. доля белорусского ДТ в балансе украинского рынка составила 33%. Мозырский и Новополоцкий НПЗ по итогам прошлого года отгрузили в Украину 2,343 млн. т (-8% по сравнению с 2017 г.).
Белорусские производители остаются основным источником поставки бензинов в Украину. В 2018 г. импорт бензина из Беларуси в Украину составил 836,5 тыс. т, что равно 44% объема украинского рынка. На белорусское авиационное топливо в 2018 г. припали 8% украинского рынка (70,2 тыс. т.). (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)