Проект АО “Южно-Уральская промышленная компания” (ЮУПК) по строительству завода для переработки нестабильного газового конденсата и широкой фракции углеводородов под Оренбургом находится под вопросом. В компании сокращают людей, а оборудование, уже частично смонтированное, разбирают и вывозят в неизвестном направлении, пишет региональный новостной портал 56orb.ru.
“Информацию о сложном финансовом положении на ЮУПК подтвердили в министерстве труда и занятости Оренбургской области. Предприятие с начала года фактически простаивает, часть коллектива распущена по домам с сохранением 2/3 заработка”, – сообщает портал и добавляет, что 500 человек будут сокращены 1 июля, а это практически весь коллектив компании.
Старт строительства на площадке в Оренбургском районе крупного завода по переработке углеводородного сырья дан в августе 2018 г. Мощность завода – 1,5 млн. т/год, первую продукцию планировали отгрузить в 2021 г. На пуске стройплощадки присутствовали бывший губернатор области Юрий Берг, главный бенефициар предприятия Рашид Сардаров и представители Республики Казахстан.
В Оренбурге сворачивание проекта ЮУПК связывают со скандальными увольнениями в “Газпроме”. Арестован сенатор от Карачаево-Черкессии Рауф Арашуков и его отец Рауль Арашуков, советник гендиректора “Газпром межрегионаза” Кирилл Селезнев. Им вменяют хищение порядка 10 млрд. руб. из структур российского газового гиганта. Сам Селезнев освобожден от должности в “Газпром межрегионгазе” 12 апреля в связи с истечением контракта (он возглавил “РусХимАльянс”, оператора проекта создания газохимического и СПГ-комплекса в районе Усть-Луги).
Примечательно, что с 2003 г. ЮУПК в Оренбуржье стала ключевым звеном в цепочке, связывающей Карачаганакское газоконденсатное месторождение Казахстана и “Газпром добычу Оренбург” (ГДО). И именно в 2003 г. Селезнев стал гендиректором “Газпром межрегионгаза”.
В пригороде Оренбурга есть Оренбургский ГПЗ, крупнейший в мире газоперерабатывающий завод. Сейчас его контролирует ООО “Газпром переработка”. С советских времен газ для ГПЗ поставляется из Казахстана. С распадом СССР и установлением рыночных отношений между казахстанским государственным газовым предприятием “КазМунайГаз” и российским “Газпромом” поставки сырья шли на основании коммерческих контрактов. С 2003 г. прямые контракты на поставку действовать перестали, с тех пор поставщиком нестабильного газового конденсата с Карачаганака стала ЮУПК. В среднем компания заводила на Оренбургский ГПЗ по миллиону тонн в год давальческого сырья, выступая в том числе как конечное звено в цепочке посредников.
Источники полагают, что Рашид Сардаров, главный бенефициар ЮУПК, планировал построить новый завод и перерабатывать газовый конденсат, не отдавая его на Оренбургский ГПЗ. То есть зарабатывать не только на транспортно-посреднических услугах. Этот факт косвенно подтверждает и расчетная мощность предприятия в 1,5 млн. т/год, в то время как в пиковом 2008 г. ЮУПК поставила на ОГПЗ максимальное количество конденсата за последние 10 лет – почти 1,4 млн. т.
Однако после ареста Арашуковых ситуация резко изменилась: в “Газпроме” стали искать сомнительные посреднические и финансовые схемы, “фирмы-прокладки” и прочие нарушения.
Через неделю после увольнения Селезнева из “Газпром межрегионгаза” сотрудников ЮУПК стали информировать о грядущем сокращении. “В руководстве Южно-Уральской промышленной компании и не скрывают, что проект завода испытывает трудности с реализацией, так как есть проблемы с получением сырья для переработки. Проще говоря, перерабатывать-то нечего”, – сообщает оренбургский портал.
Поэтому источники предполагают, что ЮУПК исключена из цепочки посредников и поставщиков конденсата из Казахстана в Оренбург. Сырья для нового завода не хватит: добыча газа на Оренбургском газоконденсатном месторождении падает, продукции не хватает даже ОГПЗ, чтобы загрузить все его мощности. “Лишние” переработчики в области точно не нужны. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)