В 2019 г. белорусский рынок нефтепродуктов работает в чрезвычайном режиме – в условиях налогового маневра, инцидента с загрязненной российской нефтью, продолжающейся реконструкции отечественных НПЗ, изменения формата поставок нефтепродуктов в Украину. Осознавая свою ответственность как регионального поставщика нефтепродуктов, белорусы исполняют взятые обязательства.
На международной конференции “Рынок нефтепродуктов и газа в Республике Беларусь: производство, трейдинг, розница”, которая состоялась 26 сентября, были подведены первые итоги сложного периода и оценены перспективы развития внутреннего и мирового рынков нефти и газа. В конференции приняли участие более 350 делегатов, 15 стран и 150 компаний.
Внутренний рынок. Внутренний рынок нефтепродуктов растет слабо. Клиентам надо предлагать дополнительные товары и услуги. Как заявил заместитель генерального директора РУП “Белоруснефть” Сергей Каморников, в 2019 г. внутренний рынок прибавляет незначительно. Если в последние три-четыре года он рос примерно на 10% в год, то теперь – только на 3-4%.
“Мы говорим о возможном насыщении рынка и в дальнейшем в связи с развитием электротранспорта и других альтернативных видов энергии о некоторой стагнации рынка. Необходимо предоставлять клиентам дополнительные товары и услуги. Тенденции в ретейле однозначные. Они состоят в том, что данная сфера уходит от ориентации сугубо на топливный бизнес и старается диверсифицироваться и развиваться в нетопливные сферы деятельности. Это система общественного питания, реализация сопутствующих товаров, услуг. Мы пока еще отстаем от Европы в части доли нетопливного сегмента на наших заправочных станциях. В выручке у нас она составляет около 10% от общей выручки АЗС, но в прибыли, в валовом доходе эта доля приближается к половине всех зарабатываемых компанией средств”, – заявил Сергей Каморников.
В 2019 г. “Белоруснефть” выходит на добычу 1,6 млн. т сырья. По словам спикера, “это максимальный объем, который мы получаем за последние пять-семь лет”. “Тенденции восьми-девяти месяцев говорят том, что мы выполним поставленную задачу в части газопереработки. Переработано рекордное количество сырья из российского газа и собственного попутного нефтяного газа. Прирастаем на 10% к уровню прошлого года”, – сообщил заместитель генерального директора.
По его словам, в последние годы белорусская добыча увеличивается в среднем на 20 тыс. т нефти в год. Такой же прирост запланирован и на 2020 г. “Надеемся перейти рубеж в 1,7 млн. т, в основном это благодаря новым технологиям и усиленным инвестициям. Вряд ли сегодня можно сказать, что будут открыты серьезные новые месторождения”, – заявил спикер.
“Грязная” нефть подкосила экономику транспортников и переработчиков. Для того, чтобы компенсировать потери транспортной системы из-за инцидента с загрязненной российской нефтью, необходимо на 21% повысить тарифы на прокачку, сообщил первый заместитель генерального директора – главный инженер ОАО “Гомельтранснефть Дружба” Андрей Вериго. Данная мера позволила бы до конца года выйти на стопроцентное возмещение затрат.
“Сегодня стоит задача компенсировать выпавшую выручку путем повышения тарифа. С 1 сентября произошел рост тарифа на 3,7%. Это дает рост выручки порядка $2 млн., но все равно около $20 млн. остается выпавшей выручки. Разговор о дальнейшей компенсации этой выручки будет идти по итогам работы за год – в феврале следующего года. Кроме выпавшей выручки будут последствия технического плана”, – отметил Андрей Вериго.
По его словам, белорусы извлекли из инцидента несколько уроков. Этот опыт будет применен при заключении нового договора на транспортировку нефти на 2021 г.
“Нельзя пользоваться чужими пунктами сдачи и надеяться на добросовестность любых партнеров”, – заявил на конференции спикер, комментируя взаимоотношения с российской “Транснефтью”. По его словам, главный вывод, сделанный после откачки 2,8 млн. т загрязненного сырья из нефтепровода, таков: белорусская трубопроводная система может работать в реверсном режиме.
Представитель ОАО “Гомельтранснефть Дружба” отметил, что месячные объемы транспортировки нефти полностью восстановлены. Сентябрь – это более 5 млн. т по всем транзитным направлениям. Объемы в октябре прогнозируются на среднегодовом уровне. Результаты по итогам нынешнего года не достигнут прошлогодних: по прогнозам, будет прокачано до 54 млн. т, или на 6 млн. т меньше.
Спикер считает, что Беларусь может диверсифицировать поставки сырья на свой рынок. “По нефтепроводу “Дружба” можно транзитировать нефть в разных направлениях. Нефтепровод загружен на 70%. Мы можем часть мощностей задействовать для других мероприятий. Начата предметная работа по прокачке нефти в Казахстан”, – рассказал Андрей Вериго.
Перспективы – американская нефть и мелкотоннажная химия. Российскую нефть на европейском рынке потихоньку замещает американское сырье. Как заявила на конференции заместитель редактора EMEA Crude Oil Эмма Киттлей, в ближайшей перспективе в Европу будут доставлять 1,3 млн. баррелей американской смеси марки WTA в день. “Американская нефть вытесняет другие сорта нефти с рынка Европы. Американская сырая нефть поставляется во все страны Европы, даже в Чехию. Странно, что она еще не добралась до Беларуси, тем более, что Беларусь стремится дифференцировать свои поставки, надеясь уйти от зависимости от российских поставок”, – сказала эксперт.
Как только это будет выгодно, американское сырье поступит на белорусские НПЗ, заявил заместитель председателя концерна “Белнефтехим” Владимир Сизов. Что касается цен, то, по словам Эммы Киттлей, несмотря на ряд форс-мажорных обстоятельств, обрушившихся на рынок в последнее время (атаки дронов, торговые войны), он оказался довольно крепким. Как следствие, ожидаются “достаточно стабильные” цены на нефть.
Российский рынок нефтепродуктов стагнирует, а на экспортных рынках нефтепродукты из РФ “никто не ждет”, считает старший аналитик Argus Media Сергей Агибалов. Он прогнозирует “позитивную ценовую конъюнктуру” для российской нефтепереработки: “Цена на нефть в следующем году будет высокой”.
Ведущий аналитик Ernst & Young Вадим Головач заявил, что прирост потребления нефтепродуктов в ближайшие годы составит в среднем 8-10% в год. Автопарк будет увеличиваться в странах Азии, а в Европе количество автомобилей с двигателями внутреннего сгорания начнет сокращаться. Прирост потребления увеличит доходы нефтепереработчиков. С другой стороны, продолжится работа, связанная с повышением эффективности двигателей внутреннего сгорания. За последние десять лет она увеличилась почти в два раза и это не предел.
Ernst & Young не разделяет оптимизма по поводу распространения электромобилей: сегодня их покупатели получают поддержку государства, однако со временем она будет постепенно сворачиваться. Как следствие, доля электромобилей в мировом автопарке, по прогнозу аналитиков Ernst & Young, к 2030 г. не превысит 5%. Помимо того, в связи с ростом авиаперевозок увеличится потребление авиационного керосина.
По мнению представителей компании, нет перспектив в Европе и у нефтехимии: на континенте нет дешевого сырья и рынков сбыта. Зато перспективным может быть развитие нефтехимии в США и Китае. Европейским производителям следует сосредоточиться на мелкотоннажной химии, кастомизированном ассортименте. То же самое можно порекомендовать и белорусской нефтепереработке. (belmarket.by/Химия Украины и мира)