В начале декабря Минэнерго РФ обещало, что в 2020 г. цена моторного топлива в стране будет стабильной, с учетом инфляции.
“Уверены, что ситуация с ценами на топливо будет стабильной на протяжении всего следующего года с учетом планового роста инфляции”, – приводит агентство “Авторамблер” слова министра энергетики Александра Новака.
Удержать стоимость бензина и дизеля от скачков удастся с помощью демпфера, добавил он. В случае резкого роста цен на нефть риски для внутреннего рынка поможет исключить одновременное увеличение демпфирующих надбавок.
Демпфер работает следующим образом: если экспортная цена топлива будет выше российской, то государство компенсирует нефтяным компаниям часть этой разницы. Если же, напротив, экспортная цена будет ниже, нефтяников обяжут направить сверхприбыль в госбюджет.
Возможно, благодаря этому, согласно данным Росстата, средняя цена бензина в России по состоянию на начало декабря снижалась четвертую неделю подряд. В среднем по РФ автобензин стоил 44,67, дизельное топливо – 47,47 руб. за литр.
Однако в ряде регионов Урала и Поволжья цены на дизель вновь стали расти. Так, в октябре и ноябре 2019 г. цены на АЗС в Тольятти подросли на 1-2 руб. Стоимость газомоторного топлива увеличилась сразу на 3-4 руб., а дизтоплива на 1-2 руб. Об этом сообщает “СитиТрафик”.
В декабре 2019 г. цены на газ-пропан подскочили в среднем на 2,5-4,5 руб. Почти на всех АГНКС этот вид топлива теперь стоит 22 руб. Литр дизтоплива в Самарской области теперь стоит от 46,30 до 49,5 руб.
При этом в городе третий месяц подряд не меняется цена бензина. Более того, на “Татнефть” и ТНПС даже снизили стоимость бензина на 20 коп. и 1 руб. соответственно. На других заправках ценники неизменны уже не первый месяц.
При этом в декабре 2018 г. пропан стоил в Тольятти на 2,5 руб. дороже – 24,50 руб. Но дизтопливо держалось на отметке 46 руб. за литр. Самый дорогой бензин АИ-95 год назад стоил 46,30, а АИ-92 – 41,75 руб.
За прошедшие 7 дней на волгоградских АЗС почти на рубль подорожал дизель, сообщают “Новости Волгограда”. По данным Волгоградстата, его цена подскочила сразу на 2% – с 45,95 до 46,87 руб. за литр в среднем. Такой взлет резко контрастирует с ценами на бензин, которые остаются стабильными в регионе уже две недели подряд. Так, автомобильный бензин АИ-92 стоит в среднем 42,72 руб. за 1 литр, АИ-95 – 47,02 руб., АИ-98 – 51, 91 руб.
В Башкортостане такая же ситуация, сообщает ufacitynews.ru. 7 декабря “ЛУКойл” повысил стоимость дизтоплива на 78 коп. за литр до 47 руб. 49 коп. Бензин АИ-92 Экто в Башкортостане стоит 42,92 руб., АИ-95 Экто – 46,53 руб., АИ-100 Экто – 53 руб. 21 коп. А на одной из оренбургских АЗС “Лукойл-Уралнефтепродукт” поменял ценники на ДТ с 47 руб. 18 коп. на 47 руб. 99 коп., сообщает издание 56orb.
Хуже всего в Поволжье ситуация в Кировской области. Сити-менеджер Кирова Илья Шульгин и глава города Елена Ковалева по инициативе депутатов гордумы направили обращение в правительство области по поводу высоких цен на дизельное топливо. Об этом сообщает портал Newsler.ru. Первые лица города обратились к губернатору Кировской области Игорю Васильеву разобраться в причине самой высокой стоимости топлива по ПФО.
Ранее вице-президент компании “Движение-Нефтепродукт” Рустем Садыков объяснял лидерство цен дорогой поставкой по железной дороге и автотранспортом. По его словам, в соседних регионах есть сети нефтепродуктопроводов, по которым можно в разы дешевле получить горючее. Однако депутаты гордумы сошлись на мнении, что высокие цены образуются от жадности поставщиков нефтепродуктов и монополизации рынка двумя сетями.
Сообщается также, что Кировская область вошла в топ-15 регионов по недоступности бензина для населения: на свою зарплату кировчане могут купить в среднем 580 л бензина в месяц. Жители других регионов могут купить до 2090 л.
Руководители города в письмах отмечают, что реальные доходы кировчан с 2014 г. снизились на 10%, в то время как все пять лет солярка в Кировской области дорожает. Цена ДТ увеличилась за год на 3% и достигла в среднем 48,13 руб. Ежегодно темпы роста этих показателей составляют от 103,6 до 112%. Это крайне негативно влияет на экономику, подстегивая инфляцию и увеличивая себестоимость товаров и услуг.
Проблема касается сезонности применения дизтоплива в России, считает аналитик СПбМТСБ Виктор Костюков. “Его никогда у нас не удается обеспечить в должной мере. Это старая традиционная проблема для нашей страны. При этом с бензином проблем обычно не бывает”, – заявляет он. По его словам, в переходный период октября-декабря рынок (особенно независимые АЗС) не успел насытиться зимним дизтопливом. Зато к концу декабря он переполняется, уже в январе цены на зимний дизель падают.
Особенно страдают потребители дизтоплива на Дальнем Востоке, в частности, Приморье. “Причина проблем – оптовые цены выше розничных. Покупать рознице у оптовиков не выгодно, – говорит исполнительный директор Российского топливного союза (РТС). – Оптовики завышают цены, так как спрос на зимнее топливо резко возрос. Также “виновато” и недопроизводство зимнего дизеля. Нефтяникам ведь выгоднее производить летнее (до минус 5) или межсезонное (до минус 15). На зимний дизель затраты больше”. (nangs.org/Химия Украины и мира)