Рынок авиашин в России демонстрирует долгосрочный понижательный тренд. Кризис авиаперевозок может еще больше сократить спрос.
На рынке авиационных шин в России в 2015-2019 гг. сложилась выраженная отрицательная динамика спроса. При этом спад происходит не линейно, а в рамках широких колебаний: 2016 г. – рост на 19%, 2017 г. – падение продаж на 20,3%. На следующий год покупатели снова увеличили закупки – +9,7%. В прошлом году спрос ожидаемо сократился на 21,5%. Если сравнить между собой нижние точки этой кривой, оказывается, что в 2019 г. продажи были на 8,2 тыс. шин ниже, чем в 2015 г.
Для рынка с небольшим количеством покупателей и еще более ограниченным числом поставщиков это заметная величина. Крупные поставки из-за границы осуществляют заводы, выпускающие продукцию четырех всемирно известных шинных брэндов.
Вместе с падением спроса на авиашины в России снижалось и предложение. В прошлом году внутреннее производство снизилось на 3,4 тыс. единиц продукции, импорт упал на 3,8% до $11,6 млн. Анализ товарных потоков показывает, что в результате процесса глобализации шинная отрасль оказалась прочно интегрирована в мировую экономику.
Производство для внутреннего рынка, экспорт и импорт сопоставимы по объемам. Однако в прошлом году был отмечен рекордный объем экспорта в $27 млн. Впрочем, такой скачок экспорта находит объяснение при детальном анализе географии поставок. Фактически весь рост объясняется крупной партией (около 6 тыс. единиц), которая была отправлена в Алжир.
Особенности эксплуатации авиационной техники накладывают свой отпечаток на этот сегмент шинного рынка. При регулярном использовании авиапарка осуществляется постоянный контроль состояния шин. С одной стороны, это приводит к регулярной замене авиашин. С другой стороны, такое внимательное отношение создает условия для их восстановления в заводских условиях.
Поскольку ограничение авиаперевозок в условиях карантина привело к резкому сокращению использования воздушных судов, в текущем году можно ожидать углубления спада на рынке, а ухудшение финансового состояния авиакомпаний может привести к расширению предложения на вторичном рынке, что отрицательно повлияет на производство новых авиационных шин. (roif-expert.ru/Химия Украины и мира)