За январь-август НПЗ Казахстана произвели 2,9 млн. т бензина, включая авиационный, – на 3,3% больше, чем в прошлом году. За полный 2019 г. в стране произвели 4,5 млн. т моторного топлива – на 14,7% больше, чем годом ранее.
В разрезе регионов наибольший объем производства пришелся на Шымкент, где работает ПКОП – ТОО “ПетроКазахстан Ойл Продактс”: 44,9% от РК или 1,3 млн. т – на 8,7% больше, чем годом ранее. В Павлодарской области произвели 858,7 тыс. т, минус 1,9% за год (в регионе работает ПНХЗ – Павлодарский нефтехимический завод); в Атырауской – 688,7 тыс. т, минус 1,1% за год (АНПЗ – Атырауский нефтеперерабатывающий завод).
По итогам семи месяцев местные компании обеспечили спрос (экспорт плюс реализация на внутреннем рынке) на бензин практически полностью. На долю импорта пришлись лишь незначительные 0,03%. Импорт топлива за год упал в 25 раз.
На долю экспорта пришлись 11,1% ресурсов против 0,3% годом ранее. Компании нарастили экспорт топлива в 44 раза по сравнению с прошлым годом, до 276,7 тыс. т.
С 2010 г. в рамках двустороннего соглашения между Россией и Казахстаном “О торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан” действовал запрет на экспорт светлых нефтепродуктов из РК. В 2019 г. запрет отменили, начались первые поставки казахстанского бензина на внешние рынки. Однако с ноября прошлого года был введен запрет на вывоз нефтепродуктов автотранспортом, чтобы уберечь сектор от “вымывания” ГСМ, более дешевого в РК, чем в РФ и КР, потоком транзитного транспорта. Отменили этот запрет только в текущем году, когда в условиях карантина потребление нефтепродуктов в РК существенно снизилось.
За январь-август компании экспортировали 362,1 тыс. т автомобильного бензина против 6,3 тыс. т в аналогичном периоде годом ранее (рост в 57,6 раза). В деньгах экспорт составил $125,6 млн. – в 48,5 раза больше, чем в прошлом году. В страны СНГ были отправлены 103,3 тыс. т бензина на $36,7 млн. Основными странами-импортерами казахстанского бензина стали Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В остальные страны были отправлены 258,8 тыс. т автомобильного бензина на $88,9 млн. Основными импортерами стали Афганистан, Нидерланды и Грузия.
В сентябре цены на бензин на внутреннем рынке страны показали незначительный годовой рост: АИ-92 подорожал на 2,8% за год, до 150,8 тг (тенге) за литр, АИ-95/96 – на 1,2% до 171,4 тг, АИ-98 – на 1,5% до 190,2 тг.
Рост цен возможен и в дальнейшем. Причина – обязательства перед Евразийским экономическим союзом. Как сообщили в Союзе нефтесервисных компаний, к 2025 г. в странах ЕАЭС должен сократиться разрыв в ценах на бензин. На территории союза будет создан общий рынок нефти и нефтепродуктов. В то же время российский бензин сегодня значительно дороже казахстанского. (energyprom.kz/Химия Украины и мира)