Из города Соледар Донецкой области приходят тревожные новости. Еще одно стратегическое предприятие Украины, на этот раз ГП “Артемсоль”, умышленно доводится до банкротства новым менеджментом.
Вот уже несколько дней по приказу назначенной в октябре 2020 г. Кабмином и. о. директора Виктории Луценко прекращена отгрузка соли всем дилерам, в том числе иностранцам. Новый менеджмент требует откаты за отгрузку, дилеры платить не соглашаются. Исключительное право брать продукцию “Артемсоли” на реализацию оставлено за ООО “Костанза” (контролирует около 50% украинского рынка поставки соли), которое и пролоббировало назначение новой руководительницы. “Артемсоль” искусственно наращивает убытки, разрыв договоров с дилерами привел к снижению шахтами объемов производства. Прибыльную госкомпанию явно готовят к продаже за бесценок.
Ликвидация “соляных столпов”. О беспрецедентной, критической ситуации, противоречащей экономическим интересам предприятия и страны в целом, Кабмину и правоохранительным органам сообщили официальными письмами многолетние проверенные партнеры “Артемсоли”. В частности, они проинформировали о прекращении отгрузок продукции всем украинским дилерам и ряду иностранных компаний – Soyastar LLC (Республика Грузия), Saltex s.r.o. (Республика Словакия), ООО “ЛАВАНДА-Э” (Республика Азербайджан), ООО “ОГА-БРИЗ” (Республика Армения). Потеря предприятием объемов отгрузок внутри Украины и на экспорт, повлекла снижение прибыли, уменьшение налоговых платежей в бюджет, сокращение объемов добычи соли.
По словам дилеров, за право быть поставщиками продукции “Артемсоли” новый менеджмент предприятия неожиданно начал требовать откаты. Деньги с ошарашенных новыми правилами партнерских взаимоотношений посредников якобы собирает некий Родион Мустафаев, представляющийся сотрудником Минэкономики Украины. На самом деле Мустафаев является штатным представителем компании-дилера ООО “Костанза”. Именно эта компания осталась единственной из украинских операторов на рынке поставки соли, которой отгрузка продукции продолжается без всяких дополнительных условий.
Знакомые все лица! Заявители утверждают, что с момента назначения новым и. о. директора “Артемсоли” Виктории Луценко с ключевыми должностями пришлось в принудительном порядке попрощаться всем руководителям подразделений, которые отказались участвовать в откровенно коррупционных махинациях “новой метлы”. Взамен уволенных Луценко расставила своих людей.
Интересна одна деталь – первым заместителем ГП “Артемсоли” Луценко поставила еще одного менеджера ООО “Костанза” – Виктора Юрина.
Таким образом, на государственном предприятии сформирована команда менеджеров, которая умышленно и очень активно доводит “Артемсоль” до банкротства. В частности, новый менеджмент развернул активную деятельность по выдумыванию и обоснованию мифов об убыточности соляных шахт предприятия. А ко всему прочему идет работа по накоплению убытков. Разрыв договоров с посредниками снизил объемы выработки рудников, которые и без того работали на 20% своей производственной мощности. Среди трудового коллектива зреет бунт. Рабочие утверждают, что им уже предложили трудиться по графику сокращенного рабочего дня со снижением заработных плат, однако “злые языки” ежедневно муссируют слухи о грядущем массовом сокращении персонала. Учитывая, что предприятие является градообразующим, его остановка и снижение реальной зарплаты сотрудников ежедневно накаляет социально-экономическую обстановку в прифронтовом регионе.
Цель столь откровенного вредительства вполне очевидна. Убыточность шахт – основного драгоценного актива предприятия – нужна для того, чтобы их сперва вывести из структуры собственности “Артемсоли” с целью дальнейшего отчуждения (теневой приватизации).
До основанья, а потом… Глобальный передел соляного рынка Украины в пользу одной коммерческой бизнес-структуры, без всяких сомнений, дорогого стоит. Как ни крути, ГП “Артемсоль” является крупнейшим предприятием по добыче и реализации поваренной соли на территории Центральной и Восточной Европы. Компания на 94% обеспечивает потребности пищевой, химической, нефтяной, металлургической, энергетической, машиностроительной, фармацевтической отраслей, сельское хозяйство и другие жизненно важные секторы экономики Украины. Производственные мощности позволяют ежегодно добывать 7,47 млн. т соли.
Несмотря на череду глобальных экономических кризисов, “Артемсоль” всегда держалась на плаву. А последние несколько лет наращивала объемы добычи и прибыль. По данным Госстата, в 2019 г. были выданы 1,72 млн. т соли. Объемы реализации продукции в денежном эквиваленте составили 1,824 млрд. грн. При этом 45% продукции отгружено на экспорт в 22 страны. В государственный бюджет перечислены 453,7 млн. грн. налоговых отчислений.
В начале марта 2020 г., перед отставкой экс-премьер-министра Алексей Гончарука, который обещал, что приватизационный конкурс по “Артемсоли” будет чистым и прозрачным, Кабмин включил предприятие в список самых привлекательных госкомпаний “Большой приватизации”. В отчете Минэкономики “Артемсоль” заняла 15 позицию в общем рейтинге лакомых для потенциальных инвесторов промышленных объектов. Впрочем, спустя 8 месяцев, 30 октября 2020 г., через 2 с лишним недели после назначения и. о. директора “Артемсоли” Виктории Луценко, Кабмин исключил компанию из списка объектов, подлежащих приватизации. Сразу после этого успешное прибыльное предприятие, формирующее не только государственный, но и местный бюджет прифронтового Соледара, начало резко формировать убытки.
Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять выгоды теневой приватизации “Артемсоли” заинтересованными бизнес-структурами. Кто заказчики умышленного предприватизационного банкротства предприятия? На этот вопрос предстоит ответить правоохранительным органам.
Не мытьем, так катаньем. Взять под фактический контроль ГП “Артемсоль” определенные бизнес-группировки пытались и ранее. Самое парадоксальное в том, что первая попытка де-факто прибрать к рукам соляные активы Украины была осуществлена при посредничестве все той же Виктории Луценко.
В 2016 г., после люстрации (к более поздней биографии мы еще вернемся.), Луценко занимает в компании кресло заместителя директора по финансовым вопросам. Именно этот период ее трудовой биографии совпал с предоставлением ООО “Костанза” беспрецедентных привилегий. Как сознался журналистам экс-и. о. директора предприятия Владимир Доля, в 2016 г. техническую соль покупала только “Костанза”. Коррупционная схема приносила многомиллионные сверхприбыли. Техническая соль закупалась у предприятия по 350 грн./т, а продавалась областным автодорам и промышленным предприятиям по 750-800 грн. В конце концов на злоупотребления монопольным положением зарвавшейся “Костанзы” обратил внимание АМКУ, оштрафовав ООО на 13,4 млн. грн. за нарушение догм экономической конкуренции.
В апреле 2017 г. Кабмин повышает Викторию Луценко не без содействия реальных собственников “Костанзы” в должности до и. о. директора “Артемсоли”. В июле новая директриса несколько повышает зарплату рабочим и обещает наступление “золотых времен”. Но для этого просит трудовой коллектив передать ей доверенности на право распоряжения интересами работников предприятия. Проще говоря, Луценко пытается убедить людей создать на базе госпредприятия некое общество с дополнительной ответственностью, которое от имени трудового коллектива возьмет в долгосрочную аренду имущественный комплекс “Артемсоли”. Однако рабочие почувствовали что-то не ладное, документ подписывать категорически отказались, назвали аферу Луценко попыткой рейдерского захвата, провели общие сборы и выразили новому менеджменту недоверие. Кроме того, шахтеры обратились с официальными письмами в Кабмин и правоохранительные органы с требованием вмешаться и расследовать ситуацию. В конце концов в феврале 2018 г. правительство было вынуждено уволить Луценко, погасив волну протестных настроений в коллективе предприятия.
На этот раз, судя по творимому на предприятии беспределу, Луценко вновь оказалась востребованной как специалист по теневой приватизации и банкротству успешной государственной компании. Пока в партии по “Артемсоли” сделан шах. Ответных ходов ни Офис президента, ни Кабмин, ни АМКУ пока не сделали. И если реакции не последует, это будет свидетельствовать о непосредственном участии государственной власти в процессе “дерибана” очередных лакомых промышленных активов.
На заметку. Виктория Луценко родом из села Мичурино Тельмановского района Донецкой области. Экономист, магистр государственного управления. Являлась близким соратником экс-министра налогов и сборов времен Януковича Александра Клименко. В феврале 2014 г. Клименко лично согласовал ее кандидатуру на пост начальника Главка Миндоходов в Донецкой области. Такое доверие дорогого стоило, Луценко отрабатывала его очень усердно. В бизнес-среде Донецкого региона ее называли “личным смотрящим Клименко по налогам и обналу”. Вплоть до 2016 г. благодаря высокому покровительству Луценко удавалось избежать люстрации. Однако “революционная чистка” ничего не изменила в жизни Виктории Ивановны и олигархов, которым она служила во времена Януковича, Порошенко, и продолжает служить при Зеленском. Вот в чем соль! (Цензор/Укррудпром/Химия Украины и мира)