Решение ExxonMobil превратить свой нефтеперерабатывающий завод в Альтоне в Австралии мощностью 90000 баррелей в день в импортный терминал означает, что половина нефтеперерабатывающих мощностей страны была намечена для закрытия в последние несколько месяцев, что приближает Австралию к полной зависимости от импорта нефтепродуктов.
ExxonMobil объявила о закрытии нефтеперерабатывающего завода в Альтоне в штате Виктория, сославшись на влияние снижения внутренней добычи нефти, необходимость будущих капитальных вложений и конкурентоспособные поставки продукции в Австралию. Решение было принято после того, как BP заявила в октябре, что к концу апреля остановит работу на своем нефтеперерабатывающем заводе Kwinana в Западной Австралии с производительностью 146000 баррелей в сутки и переоборудовает завод в терминал для нефтепродуктов.
В результате в Австралии останется всего два нефтеперерабатывающих завода – Lytton со 109000 баррелей в день и заводы Viva Energy в Джилонге со 128000 баррелей в день. Ampol рассматривает будущее Lytton, потенциально оставив Австралии только один стареющий нефтеперерабатывающий завод, способный поставлять немногим более 10% из 1 млн. баррелей в день рынка нефтепродуктов страны.
Закрытие предприятий и перспектива роста зависимости от импорта подрывают усилия правительства по оказанию финансовой помощи нефтеперерабатывающим предприятиям страны, которые пострадали из-за низкой рентабельности, снижения спроса и надвигающихся требований в отношении крупных инвестиций для улучшения топливных стандартов.
С 2012 г. по 2015 г. три нефтеперерабатывающих завода в Австралии уже были преобразованы в импортные терминалы по аналогичным стратегическим причинам. Австралийские нефтеперерабатывающие заводы старше и меньше, чем многие другие заводы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что отражается в усилиях правительства штата 1940-1960-х годов по удовлетворению местного спроса, при этом мало внимания уделялось продажам на рынки соседних штатов или экспорту. Это привело к тому, что операторы столкнулись со значительными затратами на модернизацию, чтобы производить топливо более высокого качества в соответствии со стандартами других развитых стран и Китая.
Торговые потоки. Закрытие НПЗ сократит импорт сырой нефти в Австралию, но повысит спрос на нефтепродукты, особенно бензин и дизельное топливо. По данным ExxonMobil, бензин составляет около 60% производства топлива Altona, дизельное топливо – 30%. На авиакеросин обычно приходилось около 10%, хотя в прошлом году этот показатель снизился из-за жестких ограничений на авиаперелеты из-за борьбы с пандемией Covid-19.
Четыре завода по переработке нефти в Австралии произвели в среднем 371000 баррелей в сутки в январе-ноябре прошлого года или 78% от их совокупной мощности в 473000 баррелей в сутки. Бензин и дизельное топливо составили около 37% от общего объема производства топлива. Это указывает на то, что на внутреннее производство приходилось около 42% общего спроса на нефтепродукты в 890000 баррелей в день за 11-месячный период. Спрос снизился на 17% по сравнению со средним показателем 2019 г., составлявшим 1,05 млн. баррелей в день, в значительной степени отражая влияние Covid-19.
Австралия импортировала 546000 баррелей в день нефтепродуктов за тот же период по сравнению с 636000 баррелей в день в 2019 г. Страна отправляет часть своих импортных и отечественных нефтепродуктов на близлежащие рынки, включая Новую Зеландию и небольшие островные государства Тихого океана.
Импорт бензина в 2020 г. составил около 107000 баррелей в день, причем крупнейшими поставщиками были Сингапур и Южная Корея – 36000 баррелей в день и 21500 баррелей в день соответственно. Растет импорт из Индии, которая более чем утроила поставки в Австралию – до 11800 баррелей в день в прошлом году с 3000 баррелей в день в 2019 г. Импорт из Китая в прошлом году оставался стабильным на уровне чуть более 4000 баррелей в день.
Опора на Китай. Закрытие двух нефтеперерабатывающих заводов сделает Австралию еще более зависимой от импорта продукции и потенциально более зависимой от Китая, ее крупнейшего торгового партнера.
Китай, который в последние годы быстро наращивал перерабатывающие мощности и излишки продукции, увеличил свою долю в импорте австралийской продукции до более 13% с июля 2019 по июнь 2020 финансового года с менее 0,5% 10 лет назад. В 2019-2020 гг. на Китай приходилось более четверти австралийского импорта авиакеросина и 15% дизельного топлива.
Перспектива увеличения импорта энергоносителей из Китая возникает в связи с обострением торговой напряженности между Канберрой и Пекином. Это привело к тому, что Китай сократил закупки австралийского угля, потенциально сократив положительное сальдо торговли энергией Австралии с Китаем.
Согласно последним декабрьским прогнозам государственного сырьевого прогнозиста Управления главного экономиста (OCE), объем производства нефтепродуктов в Австралии, вероятно, составит в среднем 352000 баррелей в день в 2020-2021 финансовом году. OCE снизило свой прогноз добычи на 2021-2022 гг. до 324000 баррелей в день, но, возможно, придется снова снизить его, чтобы отразить закрытие Альтоны, когда опубликует свой квартальный отчет в следующем месяце.
Снижение внутренних мощностей НПЗ совпало со снижением внутренней добычи нефти, которая в среднем составляла всего 138000 баррелей в день в январе-ноябре прошлого года по сравнению с 327000 баррелей в день в 2010 г. и пиковым значением около 687000 баррелей в день за 2000-2001 финансовый год. Добывающий сектор Австралии в настоящее время сосредоточен на добыче газа в качестве сырья для своего крупнейшего в мире экспортного сектора СПГ. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)