Это лето стало кошмаром для тех, кто “на газу”. В конце июля ценники на автомобильный газ взлетели до 18 грн./л и обновили рекорды четырехлетней давности. Обычно такие скачки цен в Украине связаны со сбоями поставок и дефицитом. Но не в этот раз.
Первая причина – цены на нефть. В июле-августе цены на Brent превысили $70 впервые с конца 2018 г. и потянули за собой все производные нефти, в том числе и LPG. Однако в последние годы газ все чаще живет своей, отдельной от нефти жизнью. Например, при сопоставимой стоимости нефти в августе 2018 г. тонна LPG в Северно-Западной Европе и Средиземноморье стоила на 13% меньше, чем сейчас. А в Польше газ был дешевле на четверть. Почему же газ подорожал так нелинейно?
Изменения отчасти обусловлены структурой потребления газа в мире, которая сильно отличается от украинской. Главные сферы применения сжиженного газа – домохозяйства (отопление + приготовление пищи) и нефтехимия, на них приходится более 70% спроса. Именно эти сектора диктуют глобальный спрос на LPG и именно они выстрелили в локдаун.
Закрытые по домам люди начали больше жечь газа в баллонах и лучше отапливать жилище. Например, в Индии, где коммунально-бытовое потребление газа развито как нигде, в 2020 г. LPG было потреблено больше, чем моторных топлив. Страна потребляет в 13-14 раз больше сжиженного газа, чем Украина. В богатой Европе также развит газ в баллонах, в США чуть меньше. Желающих готовить дома в этих регионах меньше, чем в Индии, эта категория населения обратилась в службы доставки еды. Общепиты создали огромный спрос на все формы упаковки и тары, который производятся из LPG.
Сегодня нефтехимия – основной локомотив цен на сжиженный газ в мире. Один из эпицентров спроса на сжиженный газ находится в США. Американцы обычно не знали, куда его девать и поэтому за последние годы стали влиятельнейшими поставщиками сжиженного газа в Европу и Азию. Бывало, “молекулы свободы” достигали и наших берегов. Но сейчас ситуация изменилась, Штаты освоили внутреннюю переработку своего LPG, а исчезновение такого объема с европейского рынка запустило цены в космос.
В странах Восточной Европы, где автогаз распространен больше, и картина ярче. В разгар автомобильного сезона потребление автогаза сильно выросло не только у нас, но и в Польше, и на Балканах, и в России, где популярность LPG набирает обороты. Все это дало дополнительный стимул подорожанию.
На снижение цен сегодня могут повлиять лишь фундаментальные факторы: стоимость нефти, снижение спроса со стороны нефтехимии, падение автомобильной активности. И если сезон поездок к середине сентября закончится, то цены на нефть и спрос на упаковку прогнозировать невозможно. Единственное, что кажется неизбежным, так это окончание эпохи дешевого газа.
Особенно остро такое ощущение присутствует в Украине. Из-за нашей острой зависимости от импорта (за 7 месяцев 2021 г. мы покрыли внутренним производством лишь 21% от суммарных поставок) зарубежные поставщики не стесняются ломить рекордные в обозримом географическом радиусе цены. Судите сами: десятилетний анализ показывает, что таможенная цена сжиженного газа на границе Украины в 2010 г. была в среднем на $132/т ниже, чем в Европе. В 2016 г. вышли на паритет, а в 2020 г. мы уже платили премию $46/т. Думаю, премии на газ у нас одни из самых высоких в Европе, а может быть и максимальные.
Just business: чем больше тебе нужно, тем выше для тебя будет цена. В итоге действия всех факторов средняя стоимость тонны сжиженного газа на границе Украины в июне 2020 г. впервые в истории превысила стоимость бензина и с тех пор не откатывалась больше, чем на $100/т.
Представить такое еще пять лет назад было невозможно. А 25 лет назад сжиженный газ пытались сжигать на месторождениях как побочный продукт, который приносил лишь убытки. Это говорит о том, что энергетические рынки меняются и государство должно на это реагировать. В Украине данные изменения нужны еще и в свете сохраняющейся высокой зависимостью от импорта, в частности из России (оттуда в текущем году пришло 32% поставок).
Тем не менее, налоговое законодательство, как и 20 лет назад, продолжает стимулировать потребление сжиженного газа. В нашем случае это означает дальнейшее наращивание импорта и, прежде всего, из России. Между тем в стране все ощутимее профицит бензина собственного производства, потому что границы открыты, а акциз на бензин выше “газового” в четыре раза – 1,95 грн. против 6,70 грн./л. Очевидно, что государство должно сбалансировать рынки с учетом мировых трендов, а также с целью повышения энергетической безопасности страны. На тридцатый год в сфере поставок моторных топлив – крупнейшей статьи украинского импорта – независимостью и не пахнет. (Артем Куюн, эксперт “Консалтинговой группы А-95”, enkorr.ua/Химия Украины и мира)