Российский рынок может второй год подряд столкнуться с дефицитом зимнего дизтоплива, так как налоговая политика дестимулирует выпуск суррогатов, которые прежде покрывали до половины потребностей в этом виде топлива.
В начале октября цены на зимнее дизтопливо на СПбМСТБ преодолели 70 тыс. руб./т, увеличившись на 25% относительно прошлого года.
В Минэнеро утверждают, что рынок будет сбалансирован, и не ожидают роста розничных цен. Однако, по мнению экспертов, проблема дефицита зимнего дизтоплива усугубится в этом году.
Зимнее дизтопливо к началу октября подорожало на бирже СПбМТСБ примерно на 25% относительно прошлого года. Торги 6 октября завершились на отметке 70,1 тыс. руб./т, а 3 октября цены достигали максимального уровня в истории – 73,3 тыс. руб. Цены на зимнее топливо растут второй год подряд из-за снижения производства суррогатного топлива.
Увеличение оптовых цен может привести к росту убытков для АЗС, которые стараются сдерживать рост цен уровнем инфляции. Если в этом году продажа бензина на заправках приносила значительную прибыль, то дизтопливом независимые операторы АЗС почти весь год торговали в убыток.
Как следует из письма Минэнерго в Госдуму и аппарат правительства от 13 сентября, для сдерживания цен на топливо может быть рассмотрен вариант сохранения в 2023 г. “условных средних оптовых цен внутреннего рынка на уровне 2022 г.” в формуле демпфера. В рамках демпфера нефтекомпании получают компенсации из бюджета за сдерживание цен на внутреннем рынке при росте мировых цен на нефтепродукты.
Компенсация нефтяникам рассчитывается как часть разницы между экспортной ценой и условной (фиксированной) ценой внутреннего рынка. При этом в 2023 г. условная цена для дизтоплива будет проиндексирована на 3% до 53,85 тыс. руб./т. Из документа следует, что Минэнерго “в случае необходимости” проработает меры против “бесконтрольного вывоза топлива”, за который бюджет уже выплатил демпфер. Кроме того, проблема дефицита зимнего дизтоплива может быть частично решена поставками из Беларуси.
В разные годы при повышении цен регуляторы обсуждали и запрет экспорта топлива, но собеседники сомневаются, что власти пойдут на это сейчас.
Как заявили в Минэнерго, “рынок сохранит сбалансированность, удовлетворив весь складывающийся на внутреннем рынке спрос, в том числе по зимнему дизтопливу”. По оценкам Минэнерго, спрос на зимнее дизтопливо сохранится на уровне 2021 г. в 20 млн. т, при этом порядка 90% производства, как и ранее, продолжит поставляться на внутренний рынок.
В министерстве считают, что изменение ценовой тенденции на оптовом рынке вызвано “именно сезонными факторами” – начавшимся чуть ранее, чем в прошлые годы, похолоданием на большей части страны.
В ФАС напомнили о направленных в августе предложениях о стабилизации цен на топливо, в числе которых сохранение условных цен в формуле демпфера. В Минфине отказались от комментариев.
Рост цен на зимние сорта дизтоплива обусловлен дефицитом продукта, который в этом году может вырасти на 13% до 9,8 млн. т, считает Мария Арье из “Петромаркета”. Раньше он покрывался за счет суррогатов (их производят смешиванием авиакеросина и средних дистиллятов на нефтебазах), но поставки керосина для смешения с мая по август снизились в 4,5 раза в годовом выражении, до 123 тыс. т, отмечает она: на суррогаты не выплачивается демпфер, что делает их выпуск невыгодным.
Для удовлетворения спроса суррогаты все равно нужны, рассуждает Арье, но, чтобы их продажа стала выгодной, цены на зимнее дизтопливо должны сильно вырасти. Единственным фундаментальным решением проблемы, по ее мнению, является стимулирование производства зимнего дизтоплива за счет новых установок депарафинизации. (Rcc/Химия Украины и мира)