Уже больше месяца в Украине действуют обновленные ставки акциза на автомобильное топливо, который был отменен в марте для облегчения жизни населения и бизнеса в условиях войны. Тем не менее, цены на горючее выросли не столь значительно, как можно было предположить, а бензин, фактически, вообще не подорожал. Однако такая ситуация продлится недолго. К каким ценам следует готовиться украинцам?
Подорожание еще впереди. Возвращение с 30 сентября акцизов на автомобильное горючее владельцы транспорта ждали с волнением, предчувствуя новый виток повышения цен. Налог был введен в размере 100 евро на тонну бензина и дизеля (около 4 грн./л) и 52 евро/т сжиженного газа (около 2 грн./л). Потребители ожидали, что примерно на такую сумму вырастут ценники на АЗС. Однако действительность оказалась не столь суровой. На протяжении месяца с момента введения акцизов цены на бензин оставались практически стабильными. Бензин марки А-95 в начале ноября стоил в среднем 49,4 грн./л. Дизельное топливо дорожало, однако не столь сильно, как можно было ожидать. В среднем его стоимость повысилась на 60 копеек – с 53,2 до 53,8 грн./л. Больше всего на возвращение акциза отреагировала цена автогаза, который подорожал более чем на 2 грн. – с 26,3 до 28,5 грн./л.
Такую относительную стабильность на рынке нефтепродуктов удалось сохранить, несмотря на неблагоприятные условия, которые способствовали повышению цен. Помимо акцизов, которые добавили к себестоимости бензина и дизеля по 4 грн./л, дополнительное давление на цены оказывала и ситуация на рынке нефти. В течение месяца наблюдалось значительное повышение цен. Баррель нефти марки Brent подорожал с $82 до $97.
“Тренд на повышение цены задало решение ОПЕК (в начале октября) о сокращении добычи нефти, – сказал директор консалтинговой группы “А-95″ Сергей Куюн. – Это стало очень неприятной новостью для потребителей и повлекло подорожание автомобильного горючего. Однако это влияние не было одинаковым для каждого из видов. Больше всего повышение цен зацепило дизель, оптовая цена которого в Европе выросла на 20% или на 200 евро/т, что для Украины означает повышение цены закупки на 6 грн./л. Еще 4 грн. добавил акциз. Таким образом, себестоимость литра дизеля выросла на 10 грн. В то же время, оптовая цена бензина в Европе возросла только на 7%, поэтому и давление на конечную цену было меньше”.
Сохранить стабильность розничных цен на АЗС трейдерам удалось благодаря тому, что за несколько месяцев они продавали нефтепродукты дороже, чем это позволяла ситуация на рынке.
“В течение августа-сентября стоимость бензина стабилизировалась на уровне 50-51 грн./л, – пояснил эксперт “Нефтерынка” Александр Сиренко. – В то же время, благодаря отмене акцизов (до их возвращения), налаживанию новых путей поставки и снижению мировых цен на нефть у владельцев сетей была возможность торговать горючим на 20% дешевле. Но, ожидая вскоре возвращения акцизов, они держали цены на завышенном уровне, чтобы не было необходимости позже снова их повышать”.
Таким образом, повышение себестоимости нефтепродуктов за последний месяц было преимущественно компенсировано за счет сокращения завышенной ранее маржи трейдеров.
“Оптовая цена на дизель в Украине увеличилась за октябрь на 5 грн., – говорит Сергей Куюн. – А розничная выросла преимущественно в тех сетях, которые торговали в нижнем ценовом диапазоне. Они немного подтянули свои цены к другим, что дало незначительный рост средней стоимости”.
В то же время, по словам эксперта, сейчас потенциал для сохранения стабильных цен практически исчерпан. Поэтому если в ближайшее время возникнут новые стимулы для роста себестоимости, например, дальнейший рост нефтяных котировок, то трейдерам придется соответственно повышать и цены на заправках. Впрочем, пока особых причин для этого не наблюдается. “Уже сейчас мы видим определенное охлаждение на рынке нефти, – объясняет Куюн. – Цена иногда опускается до $92-93 за баррель. Также наблюдается незначительное снижение цены на дизель. Поэтому в ближайшее время резких скачков на рынке не ожидается”.
Однако, по мнению Александра Сиренко, давление на цену горючего все же пока будет сохраняться. Поэтому по мере того, как заканчиваются запасы горючего, завезенного в Украину до восстановления акцизов, и будут поступать новые партии, цена будет медленно расти, двигаясь к установленным Кабмином граничным ценам – 58 грн./л для дизеля и 52 грн. для бензина.
Осторожнее с баллонами. Иначе развивалась ситуация со сжиженным газом. По словам Александра Сиренко, поставщиков этого продукта на рынке больше, чем бензина, благодаря чему между ними разворачивается более жесткая конкуренция. Поэтому для того, чтобы обеспечивать реализацию своего товара, они работали с минимальной маржой и цены на газ держались на довольно низком уровне. Если весной на волне паники они поднялись до 40 грн./л, то к концу августа газ продавали по 25 грн.
Таким образом, когда взимание акциза вернули, трейдеры уже не могли компенсировать налог за счет своей прибыли и вынуждены были поднять цену.
“Дополнительным толчком к росту стоимости стало сезонное повышение спроса на газ, – говорит Александр Сиренко. – Одними из крупнейших потребителей этого горючего являются агрофирмы, которые используют сжиженный газ в сушилках для зерна нового урожая. Увеличение потребления вызвало некоторые логистические проблемы при поставках, что также несколько подтолкнуло цену вверх”.
Кроме того, в последнее время рынок испытывает повышение спроса на газ со стороны населения крупных городов, особенно Киева, где значительное количество домов оборудовано электрическими плитами. Из-за постоянных отключений света люди ищут альтернативу и активно запасаются плитками, которые работают на пропане.
“Также стремительно растет спрос на газ на деоккупированных территориях, где практически уничтожена энергетическая инфраструктура, и сжиженный газ часто является единственным доступным энергоносителем для приготовления пищи и обогрева, – продолжает Сиренко. – Сегодня на этих территориях существует огромный спрос на баллоны, по мере того, как он будет удовлетворяться, будет дальше расти и спрос на газ. Это будет давить на цену, она будет постепенно увеличиваться, постепенно приближаясь к 30 грн./л”. Однако, добавляет он, в ближайшее время этот барьер цена газа скорее всего не пересечет.
По мнению эксперта, увеличение использования газа в быту является долгосрочной тенденцией. В будущем рынок сжиженного газа, который до сих пор ориентировался преимущественно на автомобилистов, будет все больше разворачиваться в сторону населения. Со временем доля бытовых потребителей вырастет до 30% рынка.
Однако соответствующая переориентация порождает новые проблемы, поскольку работа с бытовыми потребителями требует специальной инфраструктуры и квалифицированного обслуживания. “Следует помнить, что газовые баллоны – это достаточно опасные объекты, требующие грамотного обслуживания и регулярной диагностики, – говорит Сергей Куюн. – Однако в наших условиях это почти невозможно обеспечить. Государственная система поставок баллонного газа, которая существовала еще во времена СССР, разрушена, а частный сектор не может этим делом полноценно заниматься из-за слишком сложного государственного регулирования”.
Вместе с тем баллонный парк, который находится на руках у населения, пребывает не в лучшем состоянии. Сегодня многие люди достают из кладовых баллоны, которые пролежали там годы и даже десятилетия. При этом они не могут объективно оценить техническое состояние этих посудин, поскольку для этого нужны специалисты и специальное оборудование. В то же время зимний период создает дополнительные риски при использовании газа.
“Люди заправляют баллоны на морозе, потом приносят их домой, где газ нагревается и увеличивает давление, – объясняет Сергей Куюн. – И если баллон имеет какие-то дефекты, это может привести к взрыву. Учитывая значительное повышение спроса, думаю, мы скоро услышим о таких случаях”. Поэтому, по мнению эксперта, правительству следует обратить внимание на этот сектор рынка и обновить регуляторную базу таким образом, чтобы бизнес мог создать сеть предприятий, способных предоставлять квалифицированные и безопасные услуги по поставке газа в бытовых баллонах. Это не только будет способствовать созданию новых рабочих мест, но и поможет населению пережить нынешнее непростое время, когда враг активно разрушает энергетическую инфраструктуру государства. (apostrophe.ua/Химия Украины и мира)