Топливный кризис, разразившийся в России этой осенью, наверное, был самым серьезным за последние десять лет. И дело не только в росте цен на бирже и в рознице, а в том, что правительству несколько недель не удавалось его остановить, несмотря на многочисленные совещания и предпринимаемые меры.
Сейчас буря вроде утихла и можно спокойно взглянуть на произошедшее со стороны, сравнив ситуацию в России, Европе, США, Азии, Африке, в крупнейших странах-импортерах и экспортерах нефти.
Автомобильное топливо дорожает сейчас почти везде. Для этого помимо локальных причин, индивидуальных для каждой страны, как, например, в России отмена демпфера (механизма возврата нефтяникам части разницы между экспортными и российскими ценами при поставках топлива на внутренний рынок), были и глобальные причины.
Во-первых, это мировой рост цен на нефть и, что важно, все предпосылки для их дальнейшего повышения. С весны до середины лета 2023 г. котировки барреля большую часть времени находились на уровне ниже $80 за баррель, а вот после начался постепенный, но неумолимый рост. Причем многочисленные прогнозы говорили, что баррель пересечет до конца года отметку $100. В большинстве стран цены на бензин и дизельное топливо (ДТ) зависят в первую очередь от цены сырья, то есть нефти.
Вторая причина – это санкции ЕС и США против нефтяного экспорта России. Европа жила за счет переработки российской нефти и за счет импортируемого из РФ ДТ. Запрет их поставок привел к локальным дефицитам топлива. Избытка нефтеперерабатывающих мощностей в мире нет, то есть, отказавшись от товара из одной страны, можно купить его в другой, но только если там его заместит товар из первой страны. Причем в большинстве случаев такая многоходовочка ведет к увеличению цены. Хотя бы из-за роста стоимости доставки, ведь Россия находилась у Европы под боком, маршруты были налажены, а из той же Индии топливо приходится везти, пройдя часть Индийского океана и несколько внутренних морей. А поскольку Европа очень большой потребитель нефти и нефтепродуктов, то рост цен здесь не мог не транслироваться на другие регионы.
Еще одна причина была в деятельности альянса ОПЕК+ с участием России, который не захотел потворствовать Западному миру. Нефтедобывающие страны не стали наращивать добычу и экспорт нефти, наоборот, снизили производство и торговлю. И это объяснимо: бюджеты этих стран зависят от поступления нефтяных доходов. Нефти на рынке не стало больше, а без нее производство топлива не увеличишь.
В результате в Европе цены на ДТ с начала лета выросли на 11-15% (в некоторых странах, например в Нидерландах, рост составил почти 30%), на бензин – на 8-10% (в тех же Нидерландах – 17%). В добывающей нефть Норвегии бензин подорожал на 9%, ДТ – на 17%.
Отдельная история с США. Эта страна всегда славилась своими дешевыми энергоресурсами, а бензин здесь – национальное достояние, как в России газ. Бензин подорожал на 8%, дизель (он, правда, мало здесь используется) – на 21%. Причем рост цен на ДТ чаще всего связывают с повышенным спросом на него в Европе. В азиатских странах ситуация схожая. В Китае бензин вырос в цене на 12%, ДТ – на 13%, а в Южной Корее – на 14 и 23% соответственно.
Если сравнивать с российскими показателями, то они оказались ниже. На пике подъема по бензину рост цен составил 9,9%, по ДТ – 11,3%. Причем с этого момента цены уже немного просели, да и сама стоимость литра топлива в России минимум в два раза ниже среднемировой.
Несколько слов можно сказать о партнерах по ОПЕК+. Выигрывает по сравнению с Россией Саудовская Аравия – цены не росли, но здесь они фиксированные, добыча нефти – на уровне РФ, а население в четыре раза меньше. В более рыночной стране ОАЭ рост цен на бензин составил 17%, на ДТ – 33%. (Rcc/Химия Украины и мира)