Политическое стремление Нигерии перейти на бетон вместо асфальта для дорожных проектов начало влиять на некоторые работы по дорожному покрытию, снижая потребности в битуме в начале пикового периода строительства в засушливый сезон.
Один поставщик битума сообщил, что текущий спрос на битум в Нигерии упал вдвое по сравнению с типичным для этого времени года уровнем. Это произошло после того, как сезон дождей в стране, начавшийся с июля, уже привел, как обычно, к резкому падению темпов дорожных и шоссейных работ.
В последние недели погодные условия улучшились: в сезон пиковой активности, который обычно длится до июня, начинает устанавливаться сухая погода, что приводит к привлечению значительных объемов импортных грузов битума на многочисленные терминалы Нигерии.
Этим летом министр труда Нигерии Дэвид Умахи объявил об изменении политики новой администрации в пользу бетонных дорог, утверждая, что они служат дольше и их дешевле строить, чем асфальтированные дороги, сделанные из битума.
В то время как переход с асфальта на бетон был оспорен в прошлом месяце в Национальной ассамблее Нигерии, некоторые участники рынка битумного сектора страны заявили, что предлагаемый переход, который официально применяется к новым проектам дорог и шоссе, уже привел к приостановке некоторых существующих федеральных проектов по асфальтированию. Неопределенность конечных потребителей строительного сектора и импортеров битума привела к тому, что некоторые из них воздержались от крупных обязательств по закупкам битума.
Однако другие игроки рынка ожидают возобновления работ по ряду незавершенных проектов по укладке асфальта во время пикового засушливого сезона, что будет способствовать увеличению производства смешанного асфальта и, следовательно, потребности в битуме в ближайшие месяцы.
Падение импорта, рост цен. По данным Vortexa, из-за интенсивной работы над дорожными проектами в прошлый засушливый сезон импорт битумных грузов в Нигерию достиг 200000 т в первой половине 2023 г. Для сравнения, за весь прошлый год объем импорта составил 250000 т, однако с июня потоки импорта резко сократились, главным образом из-за сильных и продолжительных дождей.
Средиземноморские торговые и сбытовые компании, ищущие рынки сбыта для избыточных объемов, поскольку спрос в этом регионе и по всей Европе сезонно снижается, указывают на отсутствие потребности в спотовых грузах в Нигерию. Крупнейший поставщик Нигерии Rubis Asphalt в настоящее время осуществляет наиболее регулярные поставки в страну, используя свои битумные танкеры на терминалы Сапеле и Порт-Харкорт.
Две партии груза в месяц дополнительно импортировались в сентябре и октябре с терминала производителя SMB в Кот-д’Ивуаре в Абиджане с использованием зафрахтованного по времени танкера San Biagio дедвейтом 4900 т, три из них – на два отдельных терминала в Варри, Нигерия. Последняя поставка битума на терминал Gradient была завершена на прошлой неделе. Единственный танкер компании Gradient, Jane Asphalt дедвейтом 6033 т, с конца августа находится в сухом доке на верфи Тузла в Турции.
Цены на импорт битума в Нигерию на основе CFR выросли до 16-месячного максимума в $765-770/т 15 сентября, ранее подскочив до $801/т в мае 2022 г. с минимума периода Covid в $205/т в апреле 2020 г. Общий рост был усилен ростом на протяжении большей части этого года ставок фрахта битумных танкеров, что увеличило расходы Нигерии на импорт нефтепродуктов. Эта тенденция также усугубляется ослаблением найры по отношению к доллару США. Импортные цены в Нигерии сейчас упали до $610-615/т CFR из-за роста доступности продукции, ослабления спроса в Европе, а также падения танкерных фрахтовых ставок и недавнего падения цен на сырую нефть и высокосернистое мазут. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)