Время Нигерии как крупнейшего импортера топлива в Африке завершилось, поскольку мега-нефтеперерабатывающий (НПЗ) завод Dangote увеличивает производство. Теперь титул принадлежит Южной Африке, где операционные мощности по производству топлива сократились.
Завод миллиардера Алико Данготе мощностью 650 тыс. баррелей в день (б/д) начал наращивать мощности в 2024 году, являющиеся частью цели ведущего африканского производителя сырой нефти прекратить отправку нефти в Европу для переработки и возвращения назад.
“Импорт Нигерии сокращается в результате продолжения работы Dangote, – сказала Элица Георгиева, исполнительный директор энергетической консалтинговой компании CITAC. – С начала этого года импорт Южной Африки постоянно был самым высоким в странах Африки к югу от Сахары”.
Этот сдвиг иллюстрирует амбиции нескольких африканских стран, включая Уганду и Мозамбик, увеличить внутренние мощности по переработке, что является сложной задачей даже для Dangote, чей проект стоимостью $20 млрд. превысил бюджет и занял больше времени, чем ожидалось.
Однако трейдеры, включая Glencore Plc и Vitol SA, нашли возможности поставлять топливо в Южную Африку, где ряд НПЗ закрыт с 2020 года.
Южная Африка импортировала 4,2 млн. тонн нефтепродуктов в I квартале 2025 года, тогда как Нигерия получила 3,1 млн. тонн, согласно данным CITAC. За последние пять лет перерабатывающие мощности Южной Африки сократились вдвое из-за аварий и нехватки инвестиций, при этом импорт удовлетворяет более 60% спроса, согласно данным государственной логистической компании Transnet SOC Ltd.
В прошлом году правительство приобрело закрытый НПЗ Sapref у Shell Plc и BP Plc, чтобы попытаться снова нарастить внутреннее производство.
Южная Африка может привлечь еще больше трейдеров горючего в ближайшее время, поскольку ищет поставки. Швейцарская сырьевая компания Gunvor была среди компаний, попавших в краткий список на покупку розничных заправок Shell, сообщили в прошлом месяце источники, знакомые с этим вопросом. (enkorr.ua)
