Минпромторг подготовил доклад в правительство РФ о перечне упаковки, в отношении которой устанавливается запрет или ограничения по ее использованию. По своей сути это новая версия так называемого “списка 28”. Однако помимо сокращения числа пунктов авторы применили и новый подход.
В основу новых предложений положены принципы перехода к мономатериалам и материалам с большим количеством циклов переработки. При этом введена этапность предлагаемой реформы.
Откуда взялся новый список? Сама идея ограничения выпуска ряда продукции появилась из проблемы мусора. В России в настоящее время реализуется федеральный проект “Экономика замкнутого цикла”, в основе которого лежит идея бережного отношения к ресурсам и повышения доли вторичного сырья. Одно из направлений работы в рамках проекта состоит в ограничении выпуска неперерабатываемой продукции с целью уменьшения объема отходов. Так как большую долю в отходах занимает упаковка, одноразовая посуда и одноразовые гигиенические средства, на них и обратило внимание правительство в первую очередь. Тем более, что в погоне за маркетинговой привлекательностью многие компании стали забывать о проблемах последующей утилизации упаковки и продукции.
Это не какое-то российское новшество, а общемировой тренд. Проблема мусора обсуждается повсеместно. За годы дискуссии был проделан огромный путь от банальных запретов на “вредный” пластик до проработки ключевых принципов рециклинговой экономики. На прошедшем в десятых числах ноября этого года в Найроби (Кения) конгрессе ООН, посвященном этой проблеме, представитель Международного совета химических ассоциаций Крис Ян так сформулировал доминирующую сейчас в мировом дискурсе позицию: “Основное задача в том, чтобы прекратить загрязнение пластиком, а не его производство”, – сказал он.
В рамках такой работы в России в целях реализации президентского указа и федерального проекта “Экономика замкнутого цикла” еще в 2021 г. появился так называемый “список 28” со сроком внедрения в 2024 г. Это перечень тех изделий, которые первично рассматривались как невозможные к переработке, что требовало бы их запрета. По сути, вместе с механизмом расширенной ответственности производителя – это звенья одной цепи и части одной глобальной реформы.
Список сразу оказался в центре внимания полимерной отрасли. Он широко обсуждался на всех отраслевых и экологических конференциях. Но уже на момент его появления было ясно, что это только первая итерация, которая, скорее, обозначила вектор дальнейшей проработки и дала сигнал, что перемены назрели. Бизнес-сообщество выступило за перенос внедрения предложений на 2030 г. А правительство продолжило проработку решений в течение 2023 г. Ноябрь дал новую версию списка. Авторы ноябрьского доклада провели консультации не только с экологами, но и с производителями упаковки, ее потребителями, ассоциациями, заготовителями и переработчиками вторичного сырья. Это существенно отразилось на принципах составления нового списка.
Поиск полимерных альтернатив. Представленная в ноябрьском докладе версия, которую для простоты назовем “список 23”, исходит из главного принципа: не запрет материалов, а снижение объема создаваемого мусора за счет большего объема вторичной переработки. Суть нововведений заключается в замене многокомпонентных решений в упаковке на мономатериалы для упрощения сортировки вторсырья и дальнейшей его переработки.
Новый документ учитывает, что замена полимеров на другие материалы не всегда является реальной альтернативой с точки зрения барьерных свойств, значит, может привести к сокращению сроков хранения продуктов. Учитывается и экологичность предлагаемых альтернатив на протяжении всего срока жизни упаковки (большинство “непластиковых альтернатив” имеет больший углеродный след), а также уникальные ресурсы полимеров по многократной переработке.
Как следствие и очевидный плюс для полимерной отрасли – для большинства изначально предлагавшихся к запрету вариантов упаковки найдена реальная альтернатива также из полимеров. При этом упрощается сортировка такой упаковки за счет использования одного материала, а не нескольких. Упаковочная отрасль сохраняется, и даже получает новые стимулы к развитию.
Компромисс в два этапа. Второй важный принцип – это этапность принимаемых мер. Первая часть “списка 23” (из 6 пунктов) вводится в 2024 г., вторая (из 17 пунктов) – в 2030. Таким образом, найдено компромиссное решение между изначальным требованием властей и предложениями бизнес-сообщества.
Переход на однокомпонентные упаковки логически оправдан. Однако в сжатые сроки он стал бы огромным стрессом для продовольственного рынка, особенно когда страна находится под серьезным санкционным давлением. Перенос части решений на 2030 г., с одной стороны, дает возможность производителям упаковки осуществить плавный переход на другие материалы и оборудование. С другой стороны, к 2030 г. следует ожидать усовершенствования и системы сбора и сортировки отходов в целом, и технологий для этих процессов, что позволит к 2030 г. еще раз взглянуть на этот список с учетом новых условий.
Упаковку отделили от посуды и гигиенических средств. Наконец, третий в числе ключевых принципов – отделение упаковки от других категорий товаров. В старый список были включены разные группы товаров. В новом докладе авторы четко говорят, что речь идет только об упаковке. Таким образом, из перечня исключены посуда и гигиенические средства (ватные палочки, пластиковые тарелки, пластиковые трубочки и одноразовые столовые приборы, пластиковые стаканчики, пластиковые крышки от стакана для напитков). Можно предположить, что в перспективе для них будет подготовлен свой список со своими альтернативными решениями.
На 2024 г. – повышенное внимание к ПЭТФ-таре. А теперь разберем, какие же конкретно изменения предлагается ввести в отрасли упаковки. Начнем с ближайших, готовящихся на 2024 г. Сохраняется, пожалуй, один из немногих пунктов, который встречал минимальное сопротивление в отрасли – запрет на использование непрозрачных ПЭТФ-бутылок и полупрозрачных разных цветов. Их предлагается заменять полупрозрачными аналогами из того же ПЭТФ, но только 4 базовых цветов (кроме упаковки молока, для которой сохранена возможность использования белого ПЭТФ).
По-прежнему присутствуют в списке многокомпонентные капсулы для кофе и контейнеры для консервов. Только теперь их предлагается не безальтернативно запретить, а заменить полимерными аналогами из мономатериалов.
Также появились два новых пункта: многослойные ПЭТФ-бутылки и ПЭТФ-тара с этикетками из ПВХ. Им предлагаются альтернативы из мономатериалов и других полимеров.
Упор на ПЭТФ-таре в списке на 2024 г. говорит не о предвзятом отношении к этому типу упаковки, а о проработанности вопроса ее переработки. Именно в сортировке и вторичной переработке ПЭТФ достигнуты наибольшие результаты, есть богатая практика. Поэтому авторы смогли четко прописать те меры, в которых реально заинтересованы переработчики вторсырья.
Внимание к этикеткам. Остальные пункты, по которым требуется дальнейшая детальная проработка, перешли на 2030 г. Так, до 2030 г. вместо многокомпонентных составов предлагается найти полимерную альтернативу из мономатериала или другого полимера бег-ин-боксам, дойпакам, флоупакам, пакетам в форме кувшина, тубам от зубной пасты, саше-пакетам, блистерной упаковке, многослойным реторт-пакетам, ведрам для пищевых продуктов, многослойным контейнерам-лоткам, упаковке для пищевых продуктов из полистирола, сетке для овощей, пакетам и пленке толщиной менее 20 мкм.
В список добавились пункты про этикетки, которые в инфополе появились летом 2023 г.: блок на этикетки с нерастворимым клеем, этикетки из ПВХ и ПЭТФ-бутылкам с термоусадочной этикеткой. В то же время авторы не зашли слишком далеко и не стали предлагать запрет всей упаковки из термоусадочной пленки, идея которого озвучивалась еще несколько месяцев назад.
Потребуется этап RnD и корректировка производств. Представленные предложения не лишены минусов. Первый и, наверное, самый значимый – это сроки. До начала 2024 г. осталось всего полтора месяца, а пока обсуждается лишь доклад правительству, а не окончательное распоряжение. Очевидно, что спешное внедрение предложений, отнесенных к первой части списка, вызовет существенное напряжение ресурсов для некоторой части производителей ПЭТФ-тары, а также производителей напитков, отличающихся креативом в цветах своей упаковки.
Не представлен и сам механизм внедрения предложений: будет ли временной лаг на их реализацию, что делать с уже изготовленной продукцией, будут ли предложены льготные программы финансирования перенастройки оборудования для производителей упаковки?
Предложения на 2030 г. также должны будут привести к корректировке производств и маркетинговых стратегий, а значит и финансовым вложениям. Многие предложения по мономатериалам требуют дополнительной проработки со стороны производителей полимеров и полимерных материалов: по части позиций необходима разработка и омологация новых марок полимеров, которые обеспечат аналогичные многослойным упаковкам параметры барьерных свойств. То есть этапу перестройки производств должен предшествовать этап RnD. И на все это у отрасли будут 6 лет.
Несмотря на эти минусы, благодаря ключевым принципам предлагаемый список можно оценивать как существенный шаг вперед по пути рециклинговой экономики. (rupec/Химия Украины и мира)