В прошлом году в Украину было импортировано 6,19 млн тонн дизельного топлива, что на 23% больше, чем в 2022 году и на 11% меньше, чем в 2021 году. Об этом сообщило отраслевое издание enkorr со ссылкой на данные консалтинговой группы «А-95». Основными странами-поставщиками топлива стали Румыния, Польша, страны Балтии, Турция и Греция, на долю которых пришлось 77% от общего объема импорта.
За год из Польши было импортировано 1,42 млн тонн дизельного топлива (23% от общего объема импорта), что на 30% больше прошлогодних объемов. В середине года страна была крупнейшим поставщиком ресурса, но начиная с октября начала терять свои позиции. Этому способствовали октябрьские поправки в Таможенный кодекс и забастовка польских перевозчиков. Поэтому в декабре поставки дизельного топлива автомобильным транспортом через польские пункты пропуска сократились до минимума: 11,41 тыс. т. Для сравнения: в сентябре бензовозами было ввезено 38,85 тыс. т.
При этом актуальными остаются поставки с польского направления по железной дороге: импортировано 1,05 млн тонн дизельного топлива, что на 15% больше, чем в прошлом году. Из-за ухудшения ситуации на границе поставки по «трассе» в конце года были выше, чем в середине. На дизельное топливо из Румынии пришлось 2023% от общего объема импорта в 24 году – 1,47 млн тонн, что на 81% больше, чем в 2022 году. Причина очевидна – проблемы на западной границе.
В то же время польский удар нанес ущерб поставкам топлива из Прибалтики. Если в сентябре доля дизельного топлива в этом направлении составляла 14%, то начиная с ноября – 8%. «Длинная» логистика подорвала экономику «Балтики», хотя по годовым оценкам импорт дизельного топлива из Литвы, Латвии и Эстонии вырос на 35%, до 744 тыс. т.
Еще одна жертва – Болгария, которая находится под санкциями украинских властей из-за высокой вероятности поставок российского топлива. С октября дополнительная проверка подлежит импорту из Русе, Бялы, Бургаса, Белозема и др. В этот список входит и молдавский порт Джурджулешть, который также оставил свой след на импорте из Молдовы.
Так, в декабре поставки из Болгарии сократились почти в шесть раз (до 5,82 тыс. тонн) по сравнению с сентябрем, из Молдовы – в пять раз (до 4,51 тыс. тонн). Всего за год из Болгарии было отгружено 408 тыс. т дизельного топлива, что на 34% меньше, чем годом ранее. А вот с молдавского направления за счет увеличения поставок в первом полугодии импорт за год вырос на 7%, до 304 тыс. т.
В 2023 году треть годового импорта дизельного топлива была ввезена в страну автомобильным транспортом (2,1 млн тонн). Остальные прибыли железнодорожным и водным транспортом. По сравнению с 2022 годом объем автомобильных партий увеличился на 44%, а вот железнодорожных отправок сократился на 28%. (biz.censor.net/ Химия Украины и мира)