В 2022 году полимерная отрасль столкнулась с санкционным давлением, что привело к возникновению ряда вызовов, которые коснулись и самого крупного сегмента отрасли – производства и переработки полиэтилена (ПЭ).
Мощности и производство. Производственный потенциал российских компаний по выпуску полиэтилена всех видов на данный момент составляет 3,37 млн. т. При этом после слияния двух крупнейших компаний (“Сибур” и ТАИФ) 81% мощностей приходится на долю “Сибура”. В России наблюдается профицит мощностей в сегменте линейного полиэтилена и полиэтилена низкой плотности (ПЭНП), однако отсутствуют мощности по выпуску этиленвинилацетата (ЭВА).
В 2023 году суммарный выпуск полиэтилена в России вырос всего на 1,2% г./г., сравнявшись с уровнем 2021 года. После выхода “Запсибнефтехима” (ЗСНХ) на проектную мощность объем производства полиэтилена в РФ находится на уровне 3,2 млн. т, загрузка мощностей при этом составляет 95-96%, а дальнейшее наращивание выпуска продукции будет возможно только при вводе новых предприятий.
При такой высокой загрузке небольшие колебания объемов производства обусловлены цикличностью плановых остановок: некоторые предприятия имеют двухгодичный межремонтный пробег (в том числе “Запсибнефтехим”, “Ставролен”, “Газпром нефтехим Салават”). Именно остановка ЗСНХ раз в два года на ремонт оказывает влияние на динамику производства, передает ИнфоТЭК.
Среди заводов-производителей абсолютным лидером по объему выработки полиэтилена является тобольская площадка компании “Сибур” – 1,59 млн. т по итогам 2023 года, что составляет 49% от общего объема производства в стране. А 20% приходятся на долю “Казаньоргсинтеза”, в ассортименте которого все виды ПЭ, включая сэвилен и металлоценовый ПЭ.
Полиэтилен высокой плотности (ПЭВП) остается самым крупнотоннажным полимером, на его долю приходятся 58% от общего объема производства. Выпуск полиэтилена данного вида в России осуществляют пять предприятий. В 2021-2023 годах производство ПЭВП постепенно сокращалось, это связано с увеличением выпуска линейного полиэтилена низкой плотности (ЛПЭНП). В частности, “Нижнекамскнефтехим” в течение нескольких лет планомерно сокращал, а с 2020 года прекратил выработку ПЭВП в пользу линейного полиэтилена.
Прирост производства ПЭВП в 2023 году показал только “Запсибнефтехим” (+11,3% г./г.). Снижение его выпуска на “Ставролене” (-6,9% г./г.) и “Газпром нефтехим Салавате” (-11,3% г,/г.) связано с плановым ремонтом, который проходит раз в два года. “Казаньоргсинтез” проводил модернизацию реактора В, что также отразилось на объемах производства (- 27,8% г./г.).
На фоне снижения выпуска продукции произошел взрывной рост переработки. В прошлом году произошло восстановление спроса в сегменте пленок и упаковки, а производство труб растет пятый год подряд.
Рынок линейного полиэтилена является наиболее динамично развивающимся и по объемам производства, и по объемам переработки. Так, в начале 2010-х годов выпуск ЛПЭНП не превышал 50 тыс. т, а его потребление находилось на уровне 200 тыс. т. В 2023 году объем выпуска составил около 670 тыс. т, а спрос вырос почти до 550 тыс. т. Линейный ПЭ производится на трех предприятиях, принадлежащих “Сибуру”. Крупнейшим производителем является “Запсибнефтехим” с долей 58%. На долю “Нижнекамскнефтехима”, который полностью перешел на выпуск ЛПЭНП, приходятся 24,5%.
Премиальным продуктом в сегменте ЛПЭНП является металлоценовый полиэтилен, изделия из которого (пленка и упаковка) обладают лучшими качественными характеристиками. Единственным производителем металлоценового полиэтилена в России является “Казаньоргсинтез”, возобновивший его производство в 2019 году, объем производства составляет 25-30 тыс. т в год.
Выпуск полиэтилена низкой плотности в последние годы незначительно вырос. В 2023 году объем производства составил 0,68 млн. т (+1,9% г./г.). Прирост произошел за счет “Томскнефтехима”, на котором увеличение объема выпуска продукции было обусловлено модернизацией оборудования и реализацией ряда технических новшеств, а также усовершенствованием технологии производства.
При положительной динамике производства переработка полиэтилена высокого давления (ПЭВД) в прошлом году сократилась на 2,8%. В последние годы происходит смещение акцента на рост потребления ЛПЭНП вместо ПЭНП в производстве пленок.
В России отсутствуют мощности по производству этиленвинилацетата, выпуск сэвилена ведется на заводе ПЭВД “Казаньоргсинтеза”, объем производства находится на уровне 12-13 тыс. т, потребности обеспечиваются импортом.
Внешняя торговля. Несмотря на профицит мощностей, Россия импортирует полиэтилен. Доля импорта в последние годы составляет 14-19%.
В 2023 году суммарный импорт ПЭ (с учетом ЭВА) остался на уровне предыдущего года и составил 410 тыс. т. Более половины от этого объема приходится на ПЭВП.
В прошлом году сократились поставки полиэтилена всех видов кроме полиэтилена высокой плотности. Импорт ПЭВП вырос на 50 тыс. т (+29,5% г./г.). В данном сегменте велика доля специальных марок, которые в России не производятся или выпускаются в ограниченном количестве. Это относится, в частности, к полиэтилену медицинского назначения, некоторым окрашенным трубным маркам, сырью для фитингов и полиэтилену для производства автокомпонентов. Однако среди этих объемов в прошлом году присутствовала значительная доля трубного полиэтилена из Азербайджана, который можно производить на российских предприятиях и тем самым снижать зависимость от импорта.
Основным поставщиком ПЭ в Россию в 2022-2023 годах оставалась Южная Корея. Из-за санкций ЕС в отношении России импорт из Европы прекращен. Небольшие поставки европейского полиэтилена сохранились за счет импорта через третьи страны.
На фоне ухода западных компаний выросла доля поставщиков из стран ближнего зарубежья: 38,4% в 2023 году против 23,5% в 2022 году. В частности, в 2,3 раза вырос импорт из Азербайджана, из Беларуси – на 27%, из Узбекистана – на 28%.
Однако импорт из Узбекистана не достиг уровня 2021 года, когда тот входил в тройку крупнейших поставщиков ПЭ в Россию. Это связано с тем, что в марте 2022 года была введена ввозная пошлина на узбекский ПЭВП, которая составила 20,3%. Эта мера была призвана ограничить присутствие продукции этой страны на внутреннем рынке России и других стран ЕАЭС. На деле в условиях санкций пошлина не столько ограничила доступ полиэтилена узбекских компаний, сколько затруднила поставки ПЭВП недружественных поставщиков через третьи страны.
До недавнего времени Китай не поставлял в Россию полиэтилен. В 2022 году китайский импорт составил 21,5 тыс. т, в том числе 7,5 тыс. т ЭВА, в 2023 году – 47 тыс. т, в том числе 5 тыс. т ЭВА. Поставщиками являются в том числе недружественные международные концерны, имеющие производство в КНР (Borealis, DOW Chemical, LyondellBasell и др.).
Экспорт – регулятор рынка ПЭ. Невостребованный российскими переработчиками полиэтилен поставляется зарубежным потребителям: сейчас экспортируется четверть производимого продукта. Основным видом полиэтилена, поставляемого на внешние рынки, является ПЭВП.
С 2020 года после выхода “Запсибнефтехима” на проектную мощность Россия стала нетто-экспортером полиэтилена. В 2021 году на экспорт было отправлено рекордное количество ПЭ – 1,2 млн. т (39% произведенного).
Санкции в отношении российского полиэтилена начали действовать с середины 2022 года, поэтому снижение экспорта по итогам позапрошлого года составило всего 5%. В 2023 году экспорт упал на 35%. Сокращение экспорта связано с ростом переработки и частичной переориентацией потоков на внутренний рынок.
Однако немаловажную роль в снижении экспорта полиэтилена сыграла потеря европейского рынка. Поиск новых рынков происходит не так быстро, как ожидалось, даже несмотря на демпинговые цены для китайских и турецких потребителей.
Итоги переходного периода. Сейчас уже можно говорить о том, что переходный период практически завершился. Российский рынок полиэтилена выдержал испытание санкциями: производство не упало, переработка растет, отрасль развивается. В том числе и за счет создания совместных предприятий на территории стран бывшего СССР. Так, “Сибур” совместно с “Казмунайгазом” и китайской Sinopec реализует проект “Полиэтилен” в Казахстане. Создание СП за пределами России позволяет использовать новейшие технологии, недоступные из-за санкций, а также диверсифицировать рынки сбыта в тех направлениях, куда не может поставляться российская продукция.
Санкции отразились на реализации инвестиционных проектов. В текущих условиях компании вынужденно меняют лицензиаров и поставщиков оборудования, сдвигают сроки пуска. В настоящее время с уверенностью можно говорить только о тех проектах, которые прошли точку невозврата и в ближайшее время будут пущены. Это прежде всего “Иркутский завод полимеров” (ИНК) мощностью 650 тыс. т ПЭ в год и “Амурский ГХК” (“Сибур”) мощностью 2,3 млн. т.
Эти два проекта, несмотря на сдвиг сроков, укладываются во временные рамки, ограниченные Федеральным законом от 15.10.2020 г. “О внесении изменений в часть 2-ю Налогового кодекса РФ в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье”, что позволит ИНК и “Сибуру” компенсировать более высокую (по сравнению с проектами в основных странах-конкурентах) стоимость подобных производств, обеспечив тем самым достаточный уровень доходности и конкурентоспособности.
Несмотря на санкционные ограничения, компании заявляют о новых инвестпроектах. Так, в начале июня 2024 года “Сибур” приступил к реализации проекта по производству металлоценового полиэтилена на “Нижнекамскнефтехиме”. Мощность производства составит 300 тыс. т в год, планируемые сроки завершения проекта – 2028 год. Новый проект позволит “Сибуру” полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в металлоценовых марках полиэтилена. По данным компании, сырьем для нового производства станет продукция комплекса ЭП-600, который в этом году переходит к стадии пуско-наладочных работ. Для поставки оборудования и материалов будут привлечены машиностроители и производители из России и дружественных стран. (rcc.ru)