В течение июля сети среднего и нижнего ценового диапазона смотрели вверх. Бензин толкал опт, а тот в свою очередь рос под давлением валютного курса и легкой нехватки продукта на рынке. Как в отношении бензина, так и в отношении дизтоплива рынок испытывал “генераторный” спрос, позволивший улучшить финансовые результаты.
За прошлый месяц европейские котировки бензина в среднем снизились на $24/т (0,88 грн./л), дизельного горючего – на $60/т (2,47 грн./л).
В то же время, согласно данным Минфина, на межбанке курс доллара по отношению к гривне вырос на 0,42 грн./$ до 41,12 грн./$ с пиковым увеличением в середине месяца до 41,65 грн./$ (+0,95 грн./$).
Но, как свидетельствует мониторинг Консалтинговой группы “А-95”, оптовые цены на бензин за июль выросли на 44 коп./л, отыграв только валютное колебание, а дизель подешевел на 72 коп./л, частично повторив динамику внешнего рынка.
Однако в рознице средние цены на бензин марки А-95 увеличились на 17 коп. /л до 56,76 грн./л, на А-95+ – на 10 коп./л до 60,23 грн./л, в определенной степени компенсируя рост закупочных цен. Дизельное горючее подорожало на 27 коп./л до 52,89 грн./л, несмотря на динамику в опте. “Одна из возможных причин роста цен на дизель – повышение спроса”, – прокомментировали в одной из сетей.
По словам операторов, спрос на “светлые” в июле был лучше июньского. Сказались увеличение автомобильных перевозок, длительные выключения света и как следствие активное использование генераторов. “Помимо бензиновых генераторов начали активно использовать и большие дизельные. Это ощутимо сказалось на проливах дизеля”, – рассказали в одной из крупных сетей.
Разбег в оптовых и розничных ценах на “светлые” сказался на маржинальности. Особенно в дизеле, где спред за месяц вырос на 95 коп./л до 8,18 грн./л (на 1 июля). А вот продавцы бензина по сравнению с началом июля потеряли 26 коп./л. Но, несмотря на попытки операторов улучшить спред на дизельное топливо в июле, в среднем он все же ниже, чем в июне, на 75 коп./л (7,44 грн./л). Такая же динамика и на бензине: минус 22 коп./л.
Существеннее всего подорожал бензин в кировоградской сети “Рур груп” и киевском Luxwen – на 2 грн./л и 1,80 грн./л соответственно – до 57,49 грн./л и 56,49 грн./л. 1 грн./л добавили в полтавских сетях BVS и “Автотранс”, днепропетровском RLS. К ним присоединился и “Авантаж 7”.
Не сидела на месте и “БРСМ-Нефть”, стоимость 95-го на ее станциях с 30-31 июля в среднем увеличилась на 50 коп./л, а за месяц – на 63 коп./л. Ненадолго потеряв, “Авантаж” снова вернул себе звание самой дешевой сети.
Были и те, кто снижал цену на бензин. Это одесский “Катрал” (на 1 грн./л до 55,99 грн./л). Точечно подешевел А-95 на АЗК Amik (Днепропетровская, Львовская и Черкасская области) и Shell (Львовская обл.) – на 20-50 коп./л и 80 коп./л соответственно.
Что касается дизеля, то наибольшее удорожание этого вида горючего произошло в консолидированной сети “Привата” (+1,21 грн./л до 50,77 грн./л) и RLS (+1 грн./л до 51,30 грн./л). В сетях “Укрнефть”, U.GO, VostokGaz, Luxwen, Ovis, ZOG, “Маркет”, “Укр-Петроль” и “Авантаж 7” стоимость ресурса выросла на 50 коп./л.
А вот у VST и Shell средняя цена на дизель снизилась на 20 коп./л и 7 коп./л благодаря точечному снижению стелы на 1,50 грн./л и 80 коп./л соответственно.
Премиум сети в июле сохраняли нейтралитет, что сказалось на разнице между ними и дискаунтерами. На 1 августа разница стоимости бензина в этих сегментах по сравнению с началом июля снизилась на 82 коп./л до 6,75 грн./л, дизельного горючего – на 31 коп./л до 6,43 грн./л. Но в среднем в июле разница для А-95 составляет 7,47 грн./л, для дизеля – 6,67 грн./л.
В последний день июля внешний и валютный рынки возобновили рост. Сохранение этой динамики, скорее всего, отразится на ценах в экономсетях. Сдерживающим фактором может быть реализация, которая за последнюю неделю снизилась на 10-15% по сравнению с предыдущей из-за уменьшения “генераторного” спроса.
Еще одним фактором будет поднятие акциза на топливо с 1 сентября. Сейчас сложно сказать, как это отразится на розничных ценах, поскольку налог растет несущественно, соответственно, может быть компенсирован снижением внешнего рынка, а также сокращением розничной наценки. (enkorr.ua)