Цены на дизельное топливо в опте вторую неделю подряд снижаются, несмотря на увеличение импорта. Главную роль сыграл внешний рынок и укрепление гривны. Также все более ощутимым становится влияние налоговиков, прихвативших некоторых любителей подемпинговать.
С 29 июля по 1 августа европейские котировки менялись разнонаправленно с пиковым ростом в середине недели в среднем на $19/т (0,78 грн./л) с последующим откатом назад. В недельной динамике прирост был не существенным: $5/т (0,21 грн./л).
Прибавляло темпы удешевления и снижения валютного курса, который с 19 по 30 июля сохранял нисходящую динамику. Правда, последние несколько дней гривна снова начала сползать: за неделю доллар вырос на 0,25 грн./$ до 41,23 грн./$ (по состоянию на обед 2 августа).
Согласно мониторингу Консалтинговой группы “А-95”, средняя стоимость дизтоплива с 29 июля по 2 августа уменьшилась на 0,42 грн./л до 44,62 грн./л, за июль – на 0,72 грн./л.
На юге за неделю стоимость ресурса снизилась с 42,60-43,30 грн./л до 42-42,50 грн./л. По нижней планке обещали продать ресурс в “Ойлтехсервисе” (42 грн./л), чуть выше у “Фактора” (42,15 грн./л), “Параллель-М ЛТД”, “Нексен Ойл”, “Юкас Петролиум” (по 42,20 грн./л в каждой).
По словам трейдеров, статус “рискованного” от налоговой и месячное снижение поставок несколько выровняли конкуренцию. Много компании находятся в статусе “рискованных”, лишаются его, но уверенности, что это надолго, нет. Например, по слухам, в прошлом сняли “рисковость” “Фаворит” и “Фактор”. Но в целом картины нет, на рынке говорят, что половина компаний частично блокирована налоговой. Однако это оказывает положительный эффект.
“Демпинга стало меньше. Все стараются продавать более или менее на одном уровне и с маржой”, – рассказали в одной из компаний.
Но некоторые рецидивы все же случаются. По словам импортеров, на неделе отметился “Арстак” – 41,60 грн./л, хотя остальные не решались падать ниже 42 грн./л. “Конечно, они (“Арстак”) все продали”, – резюмировал один из собеседников.
Что касается спроса, то, по оценкам участников рынка, он был немного хуже, чем неделю назад. Сказались признаки увеличения поставок горючего и уменьшения спроса со стороны генераторов, которые отдыхали в результате улучшения электроснабжения.
Объемы снова растут. С 22 по 28 июля среднесуточный импорт дизеля по южным направлениям вырос на 22% (до 10 тыс. т). Прибавили Румыния и Греция – на 14% и 37% соответственно (до 6,05 тыс. т и 3,91 тыс. т в сутки). В то же время на западе поставки выросли на 39% до 8,7 тыс. т.
Существенно увеличилась отгрузка дизеля из Литвы – на 89% до 1,88 тыс. т. Прибавили в объемах как автомобильные, так и железнодорожные партии ресурса. С 15 по 21 июля среднесуточный импорт дизтоплива из Литвы вагонами снизился в 6 раз по сравнению с неделей ранее. Так как, по словам импортеров, проблем с доставкой не было, поэтому понижение, скорее всего, было связано с графиком отгрузки. Но в августе вероятно снабжение железной дорогой из Литвы сократятся из-за проведения реконструкции на терминале в Моцкаве.
1 августа Orlen Lietuva анонсировал снижение стоимости дизеля на следующую неделю на $26-27/т до $773-790/т в зависимости от базиса. В то же время, согласно telegram-каналу “УНТК”, цена орленовского ресурса в украинских компаниях уменьшилась на 1,1 грн./л до 39,70-40,40 грн./л.
Кроме Литвы возросла отгрузка дизельного горючего из Польши (+27%) и Венгрии (+65%). А вот из Германии снизилась на 86% за счет отсутствия железнодорожных поставок.
По словам участников рынка, реализация горючего на западе на этой неделе лучше прошлой. Импортеры связывают это с сезонностью.
Что касается цен, то за неделю их диапазон стал шире и составляет 43-45 грн./л. По 43-43,20 грн./л в зависимости от региона можно приобрести горючее в УНТК, по 43,15 грн./л – у “Мартин Трейд”.
Несмотря на рост валютного курса, вероятное снижение котировок будет способствовать сохранению удешевления дизеля в опте на следующей неделе. А уверенности в нисходящей динамике внешнего рынка дают фьючерсы на газойль на лондонской бирже, по состоянию на 2 августа на 16:45 снизились до $719. (enkorr.ua)