Растущие поставки, укрепление валютного курса, а впоследствии и внешний рынок – этот комплекс факторов атаковал оптовый рынок в течение прошлой недели. Драматизму ситуации добавили новые атаки на топливную инфраструктуру.
“Эта неделя была очень сложной. За три дня 10 импортеров привезли свой ресурс. Рынок был крайне перелит”, – отметил один из южных трейдеров.
Согласно данным Консалтинговой группы “А-95”, только за два дня, 23 и 24 сентября, на юг зашло почти 35 тыс. т дизтоплива.
Значительное поступление горючего повлияло и на спрос. “Спрос вроде и есть, но из-за такого количества предложений он не ощущается. Потребители ищут, где подешевле. И, конечно, находят. 27 сентября мы слышали предложения и за 39,90 грн./л, и за 40 грн./л”, – рассказал один из импортеров.
Даже небольшой рост котировок в середине недели, на который бы раньше отреагировали на рынке, на этот раз не имел никакого эффекта.
В конце недели удешевление нефти привело к падению цен на дизель в Европе. С 25 по 26 сентября европейские котировки в среднем потеряли $14/т (0,58 грн./л), вернувшись к показателям начала недели на севере Европы и чуть не дотянув в Средиземноморье.
По словам участников рынка, на 27 сентября ориентировочная входная цена на юге составила 40,65-40,75 грн./л. В то же время цены колебались в пределах 40,10-40,80 грн./л. Как утверждают на рынке, самые низкие цены предлагают “Эксон” и “Старт Агро”. “Азарес” днем ранее продал свой ресурс за 40,30 грн./л, когда у других предложения были 40,80-41,10 грн./л. Тогда полагали, что это очень дешево. Сегодня это уже нормальная цена”, – отметили в одной из топливных компаний.
На западе стоимость дизтоплива составляет 41,65-43,50 грн./л. Разница минимальных цен между западом и югом на неделе увеличилась и составляет около 1,55 грн./л против 1,05 грн./л на предыдущей. “Работать на западе легче, чем на юге, из-за меньшего количества конкурентов, но там и рынок меньше”, – рассказал импортер, работающий на обоих направлениях.
Без тормозов. Общие поставки горючего выросли на 2% по сравнению с неделей ранее, до 15,7 тыс. т в сутки. Всего за 22 дня сентября среднесуточный импорт дизтоплива составил 14,4 тыс. т (21,4 тыс. т в августе и 15,6 тыс. т в сентябре 2023 года).
На западе больше всего выросли поставки горючего из Литвы и Германии – на 62% и в 14 раз, соответственно 2,1 тыс. т и 0,28 тыс. т в сутки. Отгрузку из Германии выстрелили благодаря поступлению железнодорожной партии. Из Литвы объемы выросли как бензовозами, так и по железной дороге: на 42% до 1,26 тыс. т и вдвое до 0,84 тыс. т в сутки соответственно.
В октябре, скорее всего, импорт из стран Балтии снизится из-за запланированного ремонта на заводе Orlen Lietuva. Трейдеры говорят, что производитель снизит объемы, но на сколько пока неизвестно. На следующей неделе стоимость орленовского дизеля незначительно вырастет до $731-742/т. Но с учетом валютного курса у украинских импортеров цена на ресурс снизилась на 0,10-0,20 грн./л. К примеру, telegram-канал УНТК информирует, что по состоянию на 27 сентября стоимость литовского дизтоплива составляет 40,20-40,80 грн./л, когда неделей ранее – 40,30-41 грн./л.
Отгрузки из Румынии и Греции просели на 4% и 15% до 5,25 тыс. т и 3,24 тыс. т соответственно.
Рост поставок дизельного горючего в страну лишает надежды трейдеров на улучшение рентабельности. “Вроде бы все и понимают, что “что слишком, то нездорово”, но продолжают везти. Объяснения этому нет”, – отметил один из импортеров. (enkorr.ua)