В течение недели цены на дизтопливо имели разнонаправленную динамику: не успели они вырасти на фоне резкого увеличения котировок, как внешний рынок рухнул и вернулся к показателям ниже $700/т. На фоне ценовых колебаний значительное количество предложений вместе с ослабленным спросом привели к возвращению оптовиков к отрицательным заработкам.
“Это была очень сложная неделя в плане продаж. Худшая. Все совпало: много предложений, спрос слабый, котировки пошли вверх, а цены не успели”, – отметил один из трейдеров.
К концу недели европейские котировки дизтоплива отыграли рост и на 10 октября снизились по сравнению с началом недели в среднем на $24/т или почти на 1 грн./л.
Согласно мониторингу Консалтинговой группы “А-95”, средняя стоимость дизеля в стране с 7 по 11 октября снизилась на 0,08 грн./л и составляет 44,14 грн./л.
На юге цены колебались в пределах 41,50-42,40 грн./л, но большинство предложений начиналось с 41,70-41,80 грн./л. На нижней границе предлагал дизель “Арстак”, чуть выше – за 41,60 грн./л – “Укройлпродукт”. “По факту сейчас нет не только маржи, минусы такие, что в отдельные дни доходили до 1 грн./л”, – поделился один из южных трейдеров.
По подсчетам enkorr, на 11 октября на юге премии на дизтопливо составляли около $75-80/т к котировкам CIF Med от 10 октября. С учетом цен у трейдеров маржа максимально достигала $6/т, но с поправкой на плотность и возможный демередж она сводится к нулю. При средней стоимости на уровне 41,80 грн./л всплывает минус в $9/т, а то и больше.
“Октябрь в реализации должен был быть лучшим месяцем года, а получается наоборот. Безумная конкуренция съедает почти все. Для более или менее нормальной работы должен быть плюс на тонне хотя бы $20, а на этой неделе цены показывали минус $20/т”, – отметил основатель компании “Мартин Трейд” Владимир Порайко.
На существенный минус жаловались и на западе. “В первой половине недели при себестоимости в 43,50 грн./л были предложения ниже 42 грн./л. Некоторые компании были перелиты настолько, что вынуждены были продавать по старым закупочным ценам, а это существенный минус”, – рассказали в топливной компании, которая предлагает топливо на западе. В другой добавили, что в конце недели уже таких “безумных” цен не было, но и маржи тоже не было.
По словам участников рынка, на неделе Unimot предлагал хорошую стоимость дизеля, чем почти остановил продажи у украинских компаний.
По состоянию на 11 октября дизель на западе можно приобрести за 43,20-44,80 грн./л. Нижний предел соответствует ценам на ресурс в УНТК и “Укрнафте”. По подсчетам, на западе страны премии в среднем составляют $100-105/т к котировкам CIF NWE. Прибавки польских поставщиков составляли $60-77/т без эскалации. Учитывая доставку к границе, трейдерам остается в среднем около $3-4/т.
Усложняет работу импортеров значительное количество предложений топлива на рынке. С 7 по 10 октября только на южных терминалах растаможилось в среднем в сутки 10,2 тыс. т дизеля. В то же время показатель по стране составил 20,77 тыс. т, что несколько меньше, чем за аналогичный период на предыдущей неделе.
В общей сложности с 30 сентября по 6 октября было отгружено 19,1 тыс. т дизеля, что на 12% меньше, чем неделей ранее. Почти 39% общего импорта составляли железнодорожные партии, объемы которых по сравнению с последней неделей сентября выросли на 25% до 7,4 тыс. т суточных из-за увеличения отгрузок из Румынии (+81%), Литвы (в 2,6 раза) и возобновление импорта из Германии.
Что касается автомобильных партий, то их объемы снизились на 13% до 2,09 тыс. т суточных. Больше всего просели поставки дизеля из Польши (на 50% меньше, чем неделей ранее, до 1,6 тыс. т) и Литвы (на 24% до 6 тыс. т). Но в целом поставка ресурса из Литвы выросла до 9% и суммарно составила 10,6 тыс. т. По словам импортеров, из-за ремонта на НПЗ в Мажейкяе Orlen Lietuva сократила втрое объемы предложений горючего на октябрь. “Ресурса очень много, поэтому рынок вряд ли заметит снижение объемов Orlen Lietuva”, – поделился мнением один из респондентов.
Из-за котировок стоимость орленовского горючего на 14-20 октября выросла почти на $45/т до $764-775/т в зависимости от базиса. Предложения от украинских трейдеров подорожали на 1,60-1,70 грн./л. По данным telegram-канала УНТК, стоимость литовского горючего составляет 41,70-42,30 грн./л.
Поставки ресурса из Греции на прошлой неделе сократились почти в 2 раза до 18,2 тыс. т. Это наименьший показатель за последние 4 недели.
В начале следующей недели цены на дизель в Украине могут вернуться к росту из-за восходящей динамики фьючерсов на газойль на Лондонской бирже. 11 октября по состоянию на 22:10 котировки ICE Gasoil составляли $709/т. (enkorr.ua)