В конце октября украинские компании завершили переговоры по поставкам дизтоплива в ноябре. Премии у большинства зарубежных поставщиков не изменились или выросли на $1-2/т из-за перехода на зимний продукт. Сезон ремонтных работ на европейских и турецких НПЗ продолжается, но на дефицит нет никакого намека.
Европейский рынок перелит, поэтому осенью дизельные маржи колеблются на минимальных уровнях этого года. В этом смысле Украина солидарна с Европой – продукта много, а рентабельность продаж упала.
В авангарде дизельных дискаунтеров снова оказались трейдеры на юге. В конце октября автомобильные партии топлива на терминалах в устье Дуная предлагались с наценками $68-80/т к котировкам CIF Med.
После восстановления навигации по Сулине 21 октября на южные базисы одновременно поступило большое количество продукта, что заставило трейдеров уступить маржу, чтобы как можно быстрее продать объемы. “О заработке уже никто не говорит. Здесь главное не потерять”, – констатирует один из трейдеров на юге.
Согласно расчетам “А-95”, себестоимость дизельных грузов, поступавших на юг Украины из Греции и Румынии в конце октября, составляла $70-82/т к котировкам CIF Med. Это означает, что большинство автомобильных партий продукта на дунайских терминалах продавалось с убытком.
По словам участников рынка, объемы премий на баржевые партии дизтоплива из Констанцы с поставками в ноябре не изменились и составляют $27-30/т к котировкам CIF Med. С румынского терминала предлагается преимущественно ближневосточный продукт. Турецкого топлива в Черном море почти нет, поскольку крупнейший экспортер, НПЗ STAR, с начала сентября по ноябрь производит ремонтные работы.
Танкерные объемы с греческих НПЗ можно приобрести за $21-23/т к FOB Med. В октябре трейдеры предлагали дизель только производства Hellenic. В середине сентября на НПЗ Motor Oil произошел пожар, что, вероятно, сказалось на октябрьском предложении компании.
Автомобильные партии дизтоплива в Констанце предлагаются с дифференциалами $55-65/т к средиземноморским котировкам CIF с учетом эскалации. На более отдаленных от моря терминалах в Романе и Фундуле топливо продается с премиями $75-90/т.
В конце октября автомобильные партии дизеля с польских терминалов предлагались с наценками $58-72/т к котировкам CIF NWE без учета эскалации. Некоторые польские трейдеры предлагают ограниченный объем продукта.
Один из крупных поставщиков топлива в Польшу, TotalEnergies, проводит ремонтные работы на НПЗ в Лойне, которые, по предварительной информации, финишируют 31 октября.
Представители компаний Unimot, Anwim и Solumus сообщили о ситуативном росте спроса на дизтопливо с польских терминалов. “В первой половине октября мы были в менее выгодной позиции из-за низких цен Orlen, но сейчас, когда котировки упали, а Литва держит высокие наценки, продажи выросли”, – отметили в Anwim.
В то же время спрос на вагонные объемы с отгрузкой в ноябре был меньше по сравнению с октябрем. “Мы продали где-то в полтора раза меньше, чем в октябре. Возможно, сказалось повышение премий, может, и уменьшение потребности в Украине”, – отметил один из трейдеров.
В конце октября железнодорожные партии были проданы за $71-75/т к котировкам CIF NWE без учета эскалации на условиях DAP, это на $1/т выше месяц назад. Железнодорожные партии с терминала в Дембогуже на ноябрь предлагались на $31-32/т выше котировок CIF NWE.
Автомобильные партии дизтоплива 28 октября – 3 ноября Orlen Lietuva продает за $729-746/т на условиях FCA. Премии на автомобильные партии к котировкам CIF составляли $55-72/т. С 24 октября литовский производитель предлагает дизтопливо класса F. В то же время компания существенно снизила объемы автоотгрузок с 28 октября по 3 ноября. “Те, кто успел подать заявки до 9 утра 28 октября, получат объемы, а как дальше будет – неизвестно”, – сообщил один из украинских клиентов компании. По словам участников рынка, Мажейкяйский НПЗ не сумел вовремя выйти на производственный режим после ремонтных мероприятий. “Выход из ремонта всегда нелегкое дело, потому что в любой момент что-то может пойти не так”, – говорит покупатель топлива в Литве.
На производственные проблемы также указывает и задержка согласования железнодорожных объемов дизтоплива и бензина. Несколько покупателей сообщили, что вопрос был отложен до середины ноября. Октябрьские железнодорожные партии дизеля Orlen Lietuva были проданы за $40-45/т к котировкам CIF NWE на условиях FCA Моцкава.
На ноябрь поставщики и импортеры дизтоплива в Украину смотрят без особого оптимизма. Все участники рынка ожидают уменьшения продаж топлива на внутреннем рынке из-за сокращения потребления аграриями и сезонного уменьшения реализации на АЗС.
“Сезон отпусков давно закончился, фермеры подбирают кукурузу с полей, рынок пойдет на зиму”, – отметил один из украинских импортеров. (enkorr.ua)