Минпромторг хочет видеть через полгода новую стратегию развития химической отрасли до 2035 года. Будущие авторы документа, с одной стороны, говорят о некой преемственности в соотношении с действующей стратегии до 2030 года, вплоть до цифр. Но готовы обсуждать будущий документ и его корректировку с широким экспертным сообществом. С другой стороны, озвученные тезисы для включения в стратегию предполагают существенное увеличение роли государства в химпроме.
Причем речь идет не только об увеличении финансирования, но и о планировании с госучастием и распределении будущих производств по регионам. Чего еще ждать от новой стратегии?
“Просьба критиковать, добавлять, давать ценные указания”. Крупнейшая отраслевая выставка “Химия 2024” в этом году открылась со стратегических новостей, которые принес глава Минпромторга Антон Алиханов. Вместе с открытием выставки Минпромторг РФ заключил соглашение о взаимодействии с национальным исследовательским Томским государственным университетом и Инжиниринговым химико-технологическим центром (ИХТЦ) по разработке стратегии развития химической промышленности на период до 2035 года. Документ должен появиться в июне 2025 года.
Как рассказала депутат Госдумы РФ Мария Василькова, разработка стратегии будет осуществляться также при непосредственном участии Экспертного совета по развитию химической промышленности при комитете Госдумы по промышленности и торговле. Позже на заседании Российского союза химиков директор ИХТЦ Алексей Князев дополнил, что к обсуждению документа планируется привлечь профессиональное сообщество в широком понимании.
“Мы должны до июня разработать этот документ, а также среднесрочный план действий и макроэкономический анализ. В стратегии будет часть открытая и коммерческая. Содержание предмета является нашим техническим заданием. Мы сейчас его заполняем, первый вариант документа мы предоставим на обсуждение внутри Российского союза химиков в декабре. Такие планы. Просьба критиковать, добавлять, давать ценные указания”, – призвал Князев.
А что со “Стратегией 2030”? Стоит напомнить, что в России есть действующая стратегия развития отрасли – “Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года”. Она была принята и утверждена еще весной 2016 года. Основные ее пункты, отражающие проблемные секторы для развития, актуальны и сейчас:
– техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных, ресурсо- и энергосберегающих и экологически безопасных химических и нефтехимических производств;
– развитие экспортного потенциала и импортозамещение;
– повышение инновационной активности предприятий химического комплекса;
– ресурсно-сырьевое и топливно-энергетическое обеспечение химического комплекса;
– развитие транспортно-логистической инфраструктуры;
– кадровое обеспечение.
Однако очевидно, что после 2022 года реализовывать все это приходится в новых условиях санкционного давления (несопоставимого с санкциями 2014 года), переориентации экспорта и внешних закупок на восточное направление, бюджетной экономии и катастрофического кадрового дефицита.
Есть и более актуальный документ: “Дорожная карта развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года”. Последние корректировки были внесены уже с учетом новой санкционной политики весной 2023 года. В частности, в “дорожной карте” были существенно скорректированы целевые показатели. Ушел план по объемам нетто-экспорта, а вместо двух отдельных показателей по долям нафты и СУГ появился единый показатель доли углеводородного сырья в нефтехимии. Плановый объем выработки крупнотоннажных полимеров сократился с 11,1 млн. тонн до 9,9 млн. тонн. Сама “дорожная карта” уменьшилась в целом с 16 пунктов до 7. Пункты тоже были скорректированы.
Добавились мероприятиями по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, локализации оборудования, экспериментом по введению маркировки товарных масел и смазок, созданию дополнительных механизмов стимулирования развития нефтегазохимических кластеров, особенно в Арктической зоне и на Дальнем Востоке, решению кадрового вопроса.
Цифры из “верхнеуровневых стратегий”. Алексей Князев полагает, что “Стратегия 2035” многое возьмет из предшествующих документов. И даже цифровые ориентиры могут перекочевать в новую стратегию.
“Нам задавали вопрос: “А какие вы планы собираетесь ставить?” Мы ничего сами не планируем выставлять. Мы берем из верхнеуровневых стратегий. Но если мы с вами в рамках работы Союза химиков решим, что эти цифры должны быть скорректированы, давайте обсуждать и выносить на Министерство промышленности”, – заявил он на заседании Российского союза химиков.
Цифры все-таки придется корректировать с учетом новых реалий. Например, “Стратегия 2030” содержала планы по сокращению доли импорта в структуре потребления химических волокон с 58% в 2014 году до 27% в 2030-м, шин – с 59% до 33%, резинотехнических изделий – с 46% до 22%. Однако в современных условиях такие планы кажутся чересчур оптимистичными. Например, в первом полугодии 2024 года доля импортных шин на российском рынке составила 44%. Причем продажи зарубежных изделий росли быстрее российских за счет китайской экспансии.
“Должно ли государство регулировать, какими веществами, кому и в каких регионах заниматься?” Князев предлагает ввести в новую стратегию и новые ключевые принципы.
Во-первых, предлагается четче систематизировать химическую продукцию. Сейчас, по замечанию Князева, ее номенклатура определяется в трех измерениях: по размеру (мало-, средне-, крупнотоннажная), по природе (химия фосфора, хлора, серы и т. п.), по потреблению (пищевая, резинотехническая, химия удобрений и т. п.). В новой стратегии номенклатуру предлагается уточнить и внести предложения по корректировке ОКПД2.
Во-вторых, стратегия должна учитывать господдержку отрасли на всех этапах: образование, наука, инжиниринг, проектирование, строительство и производство, а не на отдельных из них.
В-третьих, развитие химпрома нужно рассматривать через организацию продуктовых цепочек. Причем начинаться цепочки должны с сырья, а господдержка должна идти по всей цепочке. А сейчас, как отметил Князев, часть этих цепочек может находиться в ведении разных министерств, как, например, производство этилена (Минэнерго) и полимерная промышленность (Минпромторг).
Наконец, по мнению главы ИХТЦ, по стратегии в целом должна вырасти роль государства в химпроме, фактически вплоть до уровня советского Госплана. Государство должно планировать, определять структуру продуктовых цепочек, их распределение по стране и т. д.
“Вопрос о том, должно ли государство регулировать, какими веществами, кому и в каких регионах заниматься? Сейчас мы видим буквально анархию, когда несмотря на то, что страна нуждается в тысячах химических веществ, есть 20 веществ у всех на слуху, вокруг которых от 5 до 10 компаний ломают копья, пишут технико-экономические обоснования. Нас и так не много, а мы еще умудряемся конкурировать в таком открытом поле. Возможно, нужно государству регулировать ситуацию и рождать задачи”, – считает Алексей Князев.
Продуктовые цепочки и министерство химической промышленности? Многое из того, что говорит глава ИХТЦ, уже активно обсуждается в отрасли. Так, идея продуктовых цепочек от сырья до конечной продукции заложена в национальный проект “Новые материалы и химия”. Усиление роли государства на практике заметно и по увеличению финансовых механизмов поддержки, и по консолидации новых проектов в промышленных парках и особых экономических зонах.
Постановка задач от государства уже частично идет. Более того, на пленарной сессии XII московского международного химического форума академик РАН, профессор Степан Калмыков сообщил, что в ближайшее время в России будет оформлен институт квалифицированного заказчика, позволяющий задействовать госфинансирование на коммерческих научных проектах.
Наконец, обсуждается и единый госконтроль. Участники XXII Менделеевского съезда по общей и прикладной химии в качестве решений съезда зафиксировали предложение Российской академии наук (РАН) обратиться к правительству РФ с просьбой восстановить в стране Министерство химической промышленности.
Появится ли минхимпром – вопрос спорный, но, видимо, контуры новой стратегии уже заданы. (rupec.ru)