Существенный рост европейских котировок в середине недели развернул цены на дизельное топливо в сторону роста. Но значительное количество предложений не позволило трейдерам полностью отыграть рост внешнего рынка. Это снова заставило их балансировать на грани ущерба.
За первые два дня недели в страну было импортировано около 60 тыс. т ДТ, равномерно распределившихся между югом и западом. В целом с начала октября среднесуточные поставки дизтоплива выросли на 5% до 17,3 тыс. т по сравнению с сентябрем. По словам участников рынка, в ближайшее время ситуация с профицитом вряд ли изменится.
“Уменьшение объемов поставок на одну компанию ничего не изменит. А большинство не собирается этого делать. Поэтому и есть хронический профицит”, – отметил один из трейдеров.
Когда поставки одних уменьшаются или прекращаются, например, как было с “Континенталь Трейд”, на их место приходят новые или наращивают объемы старые импортеры. Например, “Арстак”, хронически удерживающий самые дешевые предложения, за 20 дней октября импортировал около 15 тыс. т ресурса, тогда как в сентябре было в полтора раза меньше. Также почти в полтора раза выросли поставки от “Эксон Юк” (группа “Трейд Комодити”), которая также постоянно занимает нижние ценовые ступени.
Нарастили поставки и такие мощные игроки, как АО “Энерго Трейд” (бывшая “Альянс Энерго Трейд”), “Западная нефтегазовая компания” и УНТК. Эти компании всегда придерживаются среднерыночных цен. Та же “Энерго Трейд” на неделе предлагала дизтопливо за 41,30 грн./л, в то время как борьба на рынке шла в диапазоне 40,30-41,10 грн./л.
В настоящее время импортеры переходят на зимний или на так называемый межсезонный ресурс, при этом дисконтируя остатки летнего. “На неделе прошло предложение “лета” за 40,10 грн./л”, – говорит один из импортеров.
Не только летний ресурс сейчас недосчитывает маржу. На 25 октября премии на дизтопливо в портах Дуная составляли около $68-80/т к котировкам CIF Med, что в лучшем случае покрывает только разные дополнительные расходы.
“Сейчас (25 октября) себестоимость дизеля на юге около 40,20-40,50 грн./л без учета налоговой нагрузки”, – рассказали в одной из компаний.
На западе премии в среднем составляли $106-112/т к котировкам CIF NWE, что тоже не предполагало заметного заработка трейдера. В конце недели стоимость ресурса в этом направлении составила 41,83-44,75 грн./л.
С 14 по 20 октября поставки ресурса через западную границу выросли на 21%.
И если основные направления импорта росли, то Литва продолжает работать на минимуме из-за ремонта НПЗ Orlen Lietuva. Трейдеры ожидают, что простой завод продлится еще две недели. С 28 октября по 3 ноября цены на дизель литовского производителя почти не изменились и составили $729-746/т. Остались почти без изменений и предложения украинских производителей: 40,40-41,30 грн./л в зависимости от базиса.
Поставки из Румынии уменьшились на 12% до 45,1 тыс. т, из которых 24% (11 тыс. т) приходятся на топливо из США. Еще неделей ранее объемы американского дизеля составляли всего 0,1 тыс. т. Существенный рост обусловлен поступлением в Констанцу около 80 тыс. т дизеля из США. (enkorr.ua)