За неделю в России разрешилось несколько информационных интриг. Во-первых, появились подробности тестового производства МДИ. Во-вторых, приняты первые меры по стандартизации упаковки и переходу от сложно перерабатываемых многослойных решений к мономатериалам. Правда, пока речь идет лишь о ПЭТФ, вступят решения в силу только на следующий год.
Российский МДИ будет в Дзержинске. На минувшей неделе разрешилась квази-интрига с проектом пилотного производства полиметилендифенилдиизоцианата (ПМДИ). Его планирует пустить ГК “Синтез ОКА” совместно с “Сибуром” в своем новом Исследовательском центре для разработки технологий мало- и среднетоннажной химии в дзержинской ОЭЗ “Кулибин” (Нижегородская область). В ноябре 2024 года центр должен приступить к опытно-технологическим работам по пилотированию процесса получения ПМДИ на опытно-промышленной установке.
Объем инвестиций в проект по созданию центра составит 307 млн. руб. (фактически профинансировано на 1 октября 2024 – 78 млн. руб.). Инвестиции конкретно в проект ПМДИ компании не раскрывают.
О том, что “Сибур” хочет пустить тестовое производство в Дзержинске совместно с ГК “Синтез ОКА”, было известно еще с прошлого года. Однако после того, как в августе представители нескольких отраслей промышленности сообщили министру промышленности Антону Алиханову о нехватке ПМДИ, на тему пуска его российского производства было много слухов. Под сомнение ставились и сроки, и место, и сам факт предстоящего пуска. Тем не менее, караван шел своим курсом, все слухи не подтвердились.
Сейчас ни один из видов МДИ в России не производятся, а спрос на него полностью покрывается импортными поставками. В 2023 году объем импорта МДИ вырос почти на 20% и превысил 200 тыс. тонн в год. Этот объем позволяет выпускать около 800 тыс. тонн готовой продукции в год с потенциалом роста на 350 тыс. тонн (с учетом рынка СНГ).
Дефицит МДИ в России появился после введения в конце июня 2024 года 14-го пакета санкций ЕС. Основные поставщики продукции из Европы, США и Японии (доля этого импорта в общем объеме внутреннего потребления даже после начала СВО составляла в среднем более 60%) прекратили отгрузки. Китайские поставщики сейчас не могут удовлетворить российский спрос, а также уменьшают объемы поставок МДИ, иногда и полностью останавливая их из-за проблем с проведением банковских платежей.
О планах создания мощностей по выпуску МДИ в России в разное время заявляли “Сибур”, “РТ-Химкомпозит”, “Башкирская содовая компания”, “Химпром”, ТАИФ, “ЕвроХим”. Однако пока только “Сибур” дошел до конкретной их реализации.
Как “запрет ПЭТФ” обернулся новыми возможностями для производителей rПЭТФ. Еще одна новость, которую ждали и предрекали давно, – это стандартизация ПЭТФ-упаковки. Во многих медиа она подавалась как “запрет на ПЭТФ”, однако в действительности принятые меры должны способствовать развитию переработки ПЭТФ и использованию вторичного ПЭТФ.
Речь идет об исключении трех типов одной и той же упаковки, причем не самых распространенных, но имевших серьезное влияние на рынок вторичного ПЭТФ. Первое ключевое изменение – это запрет на разноцветные бутылки за исключением базовых цветов. Вообще использование разного цвета ПЭТФ-тары имело исключительно маркетинговое значение. А вот для сортировки и переработки вторичного ПЭТФ такое решение несло существенный вред: нестандартные цвета сложно отсортировать и впоследствии реализовать, а попадание одной нестандартной бутылки в переработку другого цвета сразу снижало качество rПЭТФ. Для сохранности продукта внутри бутылки оставшихся базовых цветов вполне хватает. При этом упрощается сортировка и повышается качество вторичного сырья.
Второе – запрет многослойных решений также можно только приветствовать, так как упаковка из мономатериала всегда проще перерабатывается, чем многослойные решения. Наконец, запрет этикетки из ПВХ какого-то существенного влияния на рынок не окажет, так как ее можно заменить на другие материалы.
К сожалению, эти изменения переносятся на год. Проект постановления Минпромторга о запрете оборота отдельных видов упаковки из ПЭТФ, не подлежащих или затрудняющих переработку, был подготовлен в еще в марте. Изначально планировалось ввести его с 1 сентября 2024 года. Однако согласно принятому распоряжению правительства РФ он вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Распоряжение правительства является первым шагом реализации подготовленного Минпромторгом в ноябре 2023 года так называемого “списка 23”. Многими он воспринимается как редакция нашумевшего “списка 28”. Однако в действительности это два разных документа, в основе которых лежат принципиально разные стратегии развития. “Список 28” исходил из бездоказательного заявления о вреде пластика и, как следствие, предлагал полный запрет большого количества изделий из полимеров. “Список 23” исходит из идеи замены многокомпонентных решений в упаковке на мономатериалы для упрощения сортировки вторсырья и дальнейшей его переработки.
В ЕС растут объемы “вторички”. Параллельными курсами идут и процессы в ЕС, несмотря на давление псевдоэкологов и лобби производителей многослойной упаковки на основе бумаги. В странах Евросоюза с 2004 по 2022 годы объем переработанного вторсырья вырос на 40,6% (с 870 до 1223 млн. тонн). При этом общее количество перерабатываемых отходов увеличилось на 5%.
Существенную долю во вторсырье занимают полимеры. По итогам 2023 года пластик стал вторым продуктом в экспорте вторсырья Евросоюзом. Доля полимеров в общем объеме экспорта вторсырья составила 15,6% или 1,3 млн. тонн. В общем объеме импорта вторсырья в ЕС в 2023 году пластик занял третье место (23,4%, 0,7 млн. тонн). (rupec.ru)