В конце января ситуация на польском рынке остается без изменений. Дороговизна сжиженного газа тормозит продажи как внутри страны, так и на экспорт. В то же время работающие на юге румынские и украинские трейдеры отчитываются о высоких продажах LPG.
По сравнению с серединой января цены FCA на восточных и центральных терминалах Польши снизились в среднем на $5/т до $690-790/т. Самый дешевый продукт предлагается из терминала в Белостоке, хотя его на рынке немного. С учетом транспорта на польско-украинскую границу автообъемы смеси стоят $725-837/т.
По словам представителей польских компаний, в целом газа на рынке достаточно, но в большинстве своем он предлагается дорого, что препятствует увеличению продаж. “Ситуация сложная, из-за низкого спроса возникает проблема с продажей дорогого западного газа”, – жалуется польский трейдер.
Некоторые компании активно используют русский бутан для уменьшения себестоимости смеси. В конце января железнодорожные партии бутана на белорусско-польской границе предлагались за $480-530/т DAP Брест. Благодаря российским молекулам можно “намиксовать” до $100/т скидки по отношению к цене на западный газ.
Как отмечают в компаниях, даже больше, чем через месяц спустя, можно найти российскую смесь на польском рынке. “В какой-то степени это все еще продолжается. На этой неделе на терминале Скандава появился поезд с миксом, ранее стоявшим в Латвии”, – сообщил менеджер одной польской компании. Собеседник не исключает, что у некоторых операторов до сих пор есть российские запасы.
В то же время трейдеры говорят, что российского пропана на рынке уже не встретить. Оптовые партии продукта в Гданьске за неделю подешевели на $5/т до $790-805/т. С учетом транспорта в центр или восток Польши партии пропана с моря будут стоить $860-880/т. На восточных терминалах казахстанский пропан предлагается в среднем по $800/т. Но, по словам участников рынка, этот ресурс поступает неравномерно из-за усиленных проверок казахстанских грузов, которые едут в ЕС по российской территории. “Наши вагоны с газом ТШО стояли три недели, поэтому пришлось оплатить штраф за простой”, – рассказал польский трейдер.
На литовских ГНС автомобильные партии ПБТ в течение двух недель подешевели на $14-24/т до $768-780/т с учетом транспорта на польско-украинскую границу. Литовский производитель Orlen Lietuva постепенно снижает цены, что способствует удешевлению газа у частных компаний. На этой неделе Orlen снизил цену на $10/т до $640-645/т FCA Юодекай.
Железнодорожные предложения газа на польско-украинской границе почти отсутствуют. Цены, озвученные польскими поставщиками, не интересуют импортеров, поэтому многие компании не формируют предложение. На днях одна из компаний предлагала пропан за 848 евро/т на условиях DAP Ягодин. На закарпатских базисах трейдеры предлагали бутан за 620 евро/т и смесь за $725-735/т. Партии бутана производства MOL можно было приобрести за $620/т DAP Батево.
Цены на юге в конце января изменения не претерпели. Автомобильные партии пропана в Мангалии продавались за $720-730/т, в Галаке – за $745/т. Трейдеры на юге откровенно радуются спросу на газ, формируемому украинскими покупателями. “Продажи этого месяца были отличными. По состоянию на 24 января у нас не осталось свободных объемов”, – рассказали в Bulmarket. Благодаря оттоку покупателей из польских и балтийских терминалов продажи южных поставщиков в январе почти не просели.
В конце месяца на юге сохраняется активная торговля. На прошлой неделе на дунайских пристанях были разгружени 7,5 тыс. т газа, который привезли “Вигазтрейд”, “БРСМ” и “ДЗД Транс”. На этой неделе ожидается прибытие судов Star Prime и Enigma. Также участники рынка сообщили, что в начале февраля с грузом вернется Orinda.
Учитывая, что в Польше и Литве не ожидают качественных изменений в феврале, основная торговля газом будет происходить на юге.
Со следующего месяца цены на газ на юге несколько вырастут. Согласно прогнозам трейдеров, бутан Sonatrach в феврале может подорожать на $30-40/т, в то же время цена на пропан, скорее всего, сохранится на январских уровнях. (enkorr.ua)