ФАС фактически одобрила повышение внутренних цен на удобрения. А генпрокуратура активизировала действия в отношении бывшего топ-менеджмента “Газпром Нефтехим Салават”.
Одного Port Favor недостаточно. На минувшей неделе представители морского терминал Port Favor (Усть-Луга, Ленинградская область) привлекли внимание к проблеме дефицита российских логистических мощностей для удобрений на Балтике. Балтийское море является основным окном для экспортных поставок, но существенно нарастить их не позволят имеющаяся инфраструктура. По состоянию на 1 января 2024 года общий профицит портовых мощностей в стране составлял 33,7%, однако в большинстве бассейнов наблюдается дефицит мощностей именно для перевалки минеральных удобрений. На северо-западе свободные специализированные перевалочные мощности под удобрения достигают лишь 1 млн. тонн. Их дефицит к 2030 году может составить от 6 млн. до 22 млн. тонн в год.
Port Favor – первый и пока единственный российский портовый терминал для жидкого аммиака – за два месяца 2025 года отправил на экспорт 114,4 тыс. тонн аммиака. В январе были отгружены 62,7 тыс. тонн, в феврале 51,7 тыс. тонн. При этом там ведется строительство комплекса перевалки сухих минудобрений. Первую линию планируется ввести в конце 2025 года. Но и она принципиально ситуацию не изменит.
Удобрения вместо господдержки получат новый ценовой потолок? Тема удобрений волновала и госорганы. В частности, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что считает возможной индексацию цен на удобрения в России, если необходимость повышения будет обоснована. Этому заявлению предшествовал довольно долгий период переговоров.
Производители минудобрений заморозили цены на внутреннем рынке еще в 2021 году. В декабре 2024 года Минпромторг РФ инициировал процесс пересмотра цен. Тогда же министерство запросило позицию ФАС, но в публичной сфере ответ так и не прозвучал. В феврале 2025 года вице-премьер Александр Новак поручил Минсельхозу вместе с Минфином, Минэкономразвития и Минпромторгом проработать вопрос индексации предельных цен на минеральные удобрения для внутреннего рынка. И только в марте стала известна позиция ФАС.
Параллельно с этим Новак поручил ведомствам оценить необходимость господдержки инвестпроектов в отрасли минеральных удобрений. Видимо, подразумевается, что в случае индексации цен производители справятся с инвестпроектами и сами.
Новые иски Генпрокуратуры. В целом неделя оказалась богата на новости, связанные с регуляторной и надзорной деятельностью госорганов.
Во-первых, по иску Генпрокуратуры были арестованы акции одной из крупнейших российских компаний в области лизинга железнодорожных вагонов – “Вектор Рейл”. В сферу внимания надзорного ведомства также попали дочерние структуры “Вектор Рейла” – “СГ-Транс” и “Химинвесттранс”. Еще один ответчик – созданная в 2010 году в Свердловской области и принадлежащая РЖД “Федеральная грузовая компания” (ФГК), крупнейший в стране грузовой железнодорожный оператор с активом в 34,4 тыс. единиц подвижного состава. Третьим лицом заявлены РЖД. Поводом для иска стали нарушения законодательства о противодействии коррупции в деятельности должностных лиц госкомпании, которые выявили в надзорном ведомстве.
Во-вторых, стало известно, что в иске Генпрокуратуры к бывшим топ-менеджерам “Газпром нефтехим Салавата” заявлено о выводе из компании 150 млрд. руб. По версии Генпрокуратуры, деньги вывели генеральный директор “Русхимальянса” Кирилл Селезнев (ранее возглавлял департамент маркетинга “Газпрома”) и бывший топ-менеджер энергетического блока группы “Газпром” Алексей Митюшов. Ранее Генпрокуратура РФ также подала иск к Митюшову с требованием вернуть государству 100% акций крупных башкортостанских предприятий, соседствующих с компанией “Газпром нефтехим Салават”.
А вот для “Башкирской содовой компании”, точнее для ее собственников, неделя принесла послабления. Ее исключили из перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, в который компанию включили в 2021 году после исков той же Генпрокуратуры. (rupec.ru)