Риск дефицита топлива и рост цен одним запретом не исправить.
ФАС все чаще проверяет заправки на предмет слишком быстрого роста цен, в правительстве решили запретить продажи бензина в другие страны, а независимые АЗС все чаще предпочитают закрываться, создавая проблемы для нефтебаз.
Ситуация на топливном рынке становится все горячее. Уже несколько недель подряд на заправках юга, включая Крым, а также на Донбассе либо нет в наличии бензина АИ-92 и АИ-95, либо его продают, но с ограничениями по 10-20-30 литров в одни руки, а то и по талонам. Поступали сообщения об аналогичных проблемах и из других регионов РФ.
Если в середине сентября эксперты, аналитические агентства и чиновники говорили о том, что рисков дефицита топлива нет, то сейчас полемика явно меняется. И не только по поводу дисбаланса спроса-предложения и рисков дефицита, но и касательно роста цен на моторное топливо.
АЗС в регионах начали получать предупреждения ФАС из-за необоснованного роста стоимости бензина. Минэнерго и антимонопольная служба в субъектах инициировали проверки сетей. В правительстве приняли решение ввести полный запрет экспорта бензина и дизеля до 31 декабря 2025 г. Правда, с некоторой оговоркой. “При этом на поставки, осуществляемые непосредственными производителями указанных видов топлива, запрет не распространяется”, – говорится в постановлении от 30 сентября 2025 года №1502, №1503. То есть ДТ, судовое топливо и газойли нефтепереработчики экспортировать могут.
Еще один повод для тревоги – недавнее заявление вице-президента РФ Александра Новака о “небольшом дефиците” топлива.
Впрочем, даже это слабо успокаивает рынок. Кроме ограниченного объема по продажам бензина в некоторых областях страны, а также роста цен на топливо (и в опте, на Петербургской бирже, и в рознице) появилась еще одна проблема – участившиеся случаи закрытия независимых АЗС. Это уже не говоря о беспрецедентном простаивании мощностей по переработке нефти.
Рост цен на топливо – проблема, но уже не единственная. В Крыму установили потолок цен на топливо и ввели лимит отпуска бензина в одни руки. Судя по сообщениям главы республики Сергея Аксенова, ограничения будут действовать в течение ближайшего месяца.
Аналогичные меры пока не ввели во всей стране. Но география областей, где на АЗС нет топлива либо его продают в дозированных объемах, расширяется. Более того, бензин вновь начал рост стоимости на бирже: по итогам торгов 3 сентября цена тонны АИ-95 с поставкой в европейскую часть РФ – 82,3 тыс. руб., АИ-92 – более 70,6 тыс. руб.; 23 сентября цены несколько снизились: АИ-95 – 78,2 тыс. руб./т, АИ-92 – по 74,6 тыс. руб./т; в последних числах сентября стоимость опять пошла вверх: 30 сентября АИ-95 на европейской части РФ – 79,7 тыс. руб./т, а тонна АИ-92 чуть снизилась в цене – 73,8 тыс. руб.
Несмотря на периодическое снижение цен топлива на Петербургской бирже, нынешняя цена все равно заметно выше той, что была в начале 2025 г.: в январе (по территориальному индексу европейской части РФ) АИ-92 стоил 49,4 тыс. руб. за тонну, АИ-95 – 51,3 тыс. руб. за тонну.
Все это объективно вынуждает поднимать цены и на АЗС который месяц подряд. Но проблема для владельцев заправок в том, что ФАС на законодательном уровне не позволяет эти ценники поднимать резко – рост цен обязан быть не выше инфляции. В итоге АЗС несут убытки.
По разным оценкам, автозаправочные станции теряли в середине в конце сентября в среднем 4,3 руб. с каждого проданного литра АИ-92 и порядка 3,8 руб. с литра АИ-95. Говорят о подобных цифрах не только в российских СМИ вроде ТАСС, но и ряде аналитических агентств, включая “Петромаркет”, “Эйлер” и т. д.
Работа себе в убыток особенно сильно давит на независимые сети АЗС. Причина – у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) запас прочности в финансовом плане явно выше, чем у независимых, поэтому последние предпочитают на время закрыться, чем работать себе в убыток. В итоге с середины лета этого года закрылось примерно 360 автозаправочных станций (2,6% рынка).
Оказывает огромное давление на рынок и закрытие из-за ремонтных работ нефтеперерабатывающих предприятий. Такие работы выполняются не только из-за плановых работ, но и по причине налетов украинских БПЛА.
В агентстве “Сиала” уверяют, что больше половины всех простоев и ремонтных работ происходит именно из-за атак дронов. Это вполне возможно, учитывая количество пораженных за последний год НПЗ, которые входят в ТОП-5 крупнейших нефтеперерабатывающих заводов РФ.
По состоянию на конец сентября на НПЗ в России простаивали почти 38% мощностей по первичной переработке нефти. Это порядка 338 тыс. тонн/сут., что является новым рекордом по сравнению с предыдущими критическими показателями в конце лета этого года, мая 2022-го и мая 2020-го. Объем работающих мощностей, необходимых для производства бензина и дизтоплива, упал на 6% в августе и еще на 18% – в сентябре.
Решить проблему только одной мерой не получится. По словам Александра Новака, в России сейчас не работает каждая 50-я заправка. “На сегодняшний день действительно есть небольшой дефицит нефтепродуктов, который покрывается за счет накопленных остатков, всегда такая практика была”, – заявил вице-премьер РФ.
Доля независимых АЗС в общем числе автозаправок России составляет более 60%, но по реализации моторного топлива они занимают не столь большую нишу – порядка 30%. Однако когда под угрозой оказываются даже такие объемы по реализации топлива, это создает весьма ощутимую нервозность на рынке.
На фоне этого в правительстве приняли решение продлить полный запрет экспорт автомобильного бензина до конца текущего года, а также запретили вывоз ДТ, но частично – для непроизводителей. Но подобная мера вряд ли быстро решит разом все проблемы – риск дефицита, закрытие независимых АЗС и дальнейший рост цен на топливном рынке России.
По словам аналитика ФНЭБ, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, вероятно, что никто и не рассчитывает на быстрые изменения от продления запрета на экспорт бензинов. Эту меру следует рассматривать как второстепенную по значимости. Она окажет влияние на рынок в комплексе с другими факторами. Среди них, считает эксперт, есть даже время, ведь высокий сезон потребления топлива подходит к концу, значит, на рынке упадет спрос, что значительно уменьшит риски дефицита.
“В большинстве случаев дефицит сегодня имеет экономические причины, а не физические. Из-за высоких цен на бирже независимым АЗС выгоднее не торговать топливом, потому как это идет им в убыток (с дизелем ситуация намного лучше). Как только стоимость на бирже начнет снижаться, то исчезнут причины, генерирующие убытки для независимых АЗС, на рынке появится больше предложения. Есть и еще одна из мер правительства – временно открыть возможность для импорта (обнулить пошлины). Пока ее используют только для некоторых регионов РФ, где это нужнее всего. Это в комплексе с запретом экспорта даст эффект. Да, фундаментального решения проблемы нынешние меры все же не дадут, подобное может повториться и в следующем году. Но здесь и сейчас ситуацию выправит еще и время, поскольку ближе к зиме на рынке РФ снизится спрос”, – заключил эксперт.
В правительстве РФ действительно идут на весьма нетипичные меры для увеличения импорта топлива. Вице-премьер предложил кабмину РФ шаги, позволяющие зайти иностранной продукции на внутренний рынок РФ в объеме не менее 350 тыс. тонн бензина и 100 тыс. тонн дизтоплива в месяц. Суть таких мер – обнуление ввозных таможенных пошлин в размере 5% на импортируемый бензин. Причем не только из Беларуси и КНР, но также из Южной Кореи и даже Сингапура. Из Беларуси есть возможность нарастить поставки в несколько раз. Если в сентябре они составляли около 45 тыс. тонн в месяц, то технически есть способы увеличить их до 300 тыс. тонн в месяц.
Более того, на импортируемые нефтепродукты можно ввести демпферные выплаты. Кабмину также предложили на полгода вернуться к использованию присадки ММА для производства бензина и отменить акциз на этиловый спирт для его добавления в бензин.
Среди предложений есть и меры, стимулирующие потоки нефтепродуктов внутри РФ. В первую очередь для направления их (примерно 150 тыс. тонн в месяц) с НПЗ Сибири на запад, чтобы обеспечить топливом центральную часть России. (oilcapital.ru)
