На 3/4 последние три года сократились поставки импортных масел и присадок к топливу, зато доля контрафактных горюче-смазочных материалов (ГСМ) превысила 80%. Способны ли российские производители переломить ситуацию и каковы перспективы этого крайне важного для экономики сегмента?
Мало масла? Согласно оценкам экспертов, потребление смазочных материалов в России сегодня составляет 1,5-1,7 млн. тонн в год, к 2030-му оно вырастет до 1,8 млн. тонн. Для нефтедобывающей страны с развитой переработкой цифры выглядят оптимистично. Однако у перспектив развития отрасли есть объективный барьер: современные ГСМ нуждаются в высокотехнологичных присадках и компонентах, которые практически полностью импортировались. И, как и любые другие продукты двойного назначения, попали под санкционный каток: после 2022 года с рынка ушли четыре крупнейших зарубежных поставщика, которые почти полностью обеспечивали поставки. В итоге производители столкнулись с ситуацией, когда импорт по-прежнему жизненно необходим, но теперь для его получения необходимо преодолеть массу сложностей, включая нестабильное качество, логистические и политические препятствия и непредсказуемость цен.
“Внутреннее производство смазочных материалов в России составляет порядка 1,5 млн. тонн, – объясняет директор дивизиона “Нефтегазопереработка и добыча” “СИБУРа” Светлана Гирфанова. – То есть доля локализации высока. Но самые сложные компоненты для производства, обеспечивающие ключевые свойства современных ГСМ, – присадки к маслам – на 80% импортные. Даже если исключить из внешних производителей Беларусь, то в любом случае 60% рынка приходится на поставки от дружественных стран, в первую очередь на Китай. Все равно мы в значительной степени зависим от импорта, это самый большой вызов из стоящих перед российскими производителями смазочных материалов”.
Приоритеты и потенциалы. Несмотря на высокую импортозависимость этого направления, в России есть собственное производство присадок и мощная научно-производственная база для разработок в этой сфере. При этом, с учетом особенностей рынка, к развитию сегмента необходим системный подход: помимо добавок необходимо реализовать выпуск высокотехнологичных базовых масел.
“Мы хорошо понимаем структуру уязвимостей в этой сфере, – говорит Светлана Гирфанова. – Поэтому “СИБУР” выстраивает стратегию импортозамещения сразу в нескольких направлениях: в текущей ситуации вопрос выпуска некоторых компонентов базовых масел становится не менее актуальным, чем локализация присадок. В первую очередь это три типа синтетических базовых масел, на которые мы делаем ставку и которые ранее практически полностью ввозились”.
Эксперт акцентировала внимание на ключевых направлениях для достижения технологической независимости в производстве смазочных материалов. Одно из них полиальфаолефины, производные из линейных альфаолефинов, которые служат основой для четвертой группы базовых масел. Пока в России всего один производитель полиальфаолефинов – “ТАИФ-СМ”, обеспечивающий около 60% потребностей рынка. Все остальное – это импортные поставки при общем потреблении в РФ примерно 10-11 тыс. тонн в год. Такие продукты используются в особо ответственных применениях, моторных, компрессорных, редукторных, турбинных и гидравлических видах масел.
Важным элементом для локализации является ДОТФ – компонент для синтетических базовых масел пятой группы, известных как эстеры. В России применение эстеров, значительно улучшающих свойства моторных масел, слабо развито, что открывает большие перспективы для роста этого сегмента.
Особое внимание также уделяется локализации производства полиалкиленгликолевых (ПАГ) масел, которые входят в пятую группу синтетических базовых масел. Это нишевый сегмент с объемом рынка около 6 тыс. тонн в год. Несмотря на скромные масштабы, он является перспективным и важным сегментом для экономики. От наличия таких продуктов напрямую зависят химическая промышленность и машиностроение, поскольку они применяются в гиперкомпрессорах и высоконагруженных редукторах. Сейчас этот сегмент полностью зависит от импорта.
Присадки, с помощью которых модифицируют свойства ГСМ, также активно локализуются: пущено производство додецилфенола, который необходим для современных моторных масел.
Помимо синтетических базовых масел и компонентов присадок проблемой локализации рынка РФ является и производство готовых пакетов присадок. Одним из способов решения проблемы Светлана Гирфанова называет совместные производства. “СИБУР” обладает мощной сырьевой базой для локализации производства пакетов присадок. В разработке новых продуктов и координации усилий в дальнейшем синтезе присадок с партнерами-переработчиками возможно импортозамещение такого важного для отрасли направления. Например, один из проектов “СИБУРа” – присадки под брэндом СИБГАРД – включает поиск возможностей локализации всего спектра поставляемых на российский рынок присадок, разработанные под рынок РФ готовые пакеты СИБГАРД для моторных масел получили международную сертификацию через партнерство с китайским партнером.
Несмотря на все сложности и несбалансированность развития, российский рынок сумел адаптироваться к уходу западных компаний – компании успешно заместили около 30% рынка масел, освободившегося после 2022 г. И не менее важное – укрепляется доверие к российским продуктам. “Опыт взаимодействия потребителей с локализованными смазочными материалами показывает, что они заслуживают доверия. Рынок не сократился, наоборот, продолжает расти за счет увеличения автопарка и изменений в потребительских привычках”, – уверена Светлана Гирфанова. (oilcapital.ru)
