Существенное падение внешнего рынка с лихвой нивелировало рост расходов по доставке дизельного топлива на юге. Из-за отсутствия Констанцы ближе к концу недели количество предложений горючего уменьшилось, но оставалось достаточным. На западе еще не ощутили отсутствие железнодорожных объемов ORLEN Lietuva: на помощь пришла Польша. Кроме того, поступал еще сентябрьский литовский ресурс.
В последние дни сентября, пытаясь успеть растаможить ресурс из Румынии до вступления в силу санкций, трейдеры ускорили импорт дизтоплива по этому направлению. 29-30 сентября оттуда въехали 27,9 тыс. т горючего, из которых 84% (23,5 тыс. т) индийского происхождения. Для сравнения: неделей ранее, с 22 по 28 сентября, поставки индийского горючего составили 21,9 тыс. т, а общий недельный импорт из страны составил 37,1 тыс. т.
По словам трейдеров, несколько барж не успели растаможиться и теперь ждут результатов лабораторных испытаний. С ними в очереди и 3 автомобиля, загруженных в Румынии. Кроме того, 3 октября респонденты сообщили о поступлении в ближайшее время еще двух барж с дизелем из Констанцы. По неподтвержденной информации, “первопроходцами” являются известные авантюристы “Эксон Юк” и “Красочные полотенца”.
В общей сложности за 29-30 сентября в страну въехали 92,3 тыс. т дизеля, что составляет 63% от среднего недельного показателя импорта в сентябре.
Из-за новых санкций и задержек с доставкой из-за погодных условий цены на дизель на юге слабо отреагировали на падение внешнего рынка. С 26 сентября по 3 октября котировки снизились на $64/т (около 2,65 грн./л по курсу в конце недели). Одновременно по состоянию на 6 октября на украинском рынке стоимость просела до 44,50-44,90 грн./л (минимум на рынке) по сравнению с 45,50-45,80 грн./л неделей ранее. Хотя в начале дня трейдеры выходили с ценами 44,90-45 грн./л.
“Котировки падают – потребители ждут более низкие цены. Но сейчас допродают ресурс по более высоким котировкам, поэтому пытаются держать цену”, – отметил трейдер на юге.
С учетом средних котировок FOB Med с 29 сентября по 3 октября входная стоимость дизеля составляет 44-44,30 грн./л.
Трудно, но едет. За последние два дня сентября на запад поступили 37,7 тыс. т, из которых 15% – литовский ресурс. На следующую неделю ORLEN Lietuva подтвердил украинским потребителям ограниченные объемы автопартий. Но цены на них не проходимы для рынка. “Орленевский дизель уже в Хмельницке и восточнее не считается”, – отметил один из трейдеров.
Согласно протоколу компании, ресурс подешевел на $10/т до $765-775/т FCA. По состоянию на 6 октября, предложения у украинских трейдеров, например УНТК, составляли 45-45,50 грн./л FCA в зависимости от литовского базиса. В то же время в западных регионах дизель можно приобрести по 45,50-45,70 грн./л (ЗТЭК).
За 45,80 грн./л в Волынской области продают дизель UPG и “Мартин Трейд”. Но у первых, как утверждают топливные компании, реальные сделки ниже. В целом в регионе цены колеблются в пределах 45,80-46,70 грн./л.
Во Львовской области, кроме предложений ЗТЭК, цены составляют 45,80-46,30 грн./л. Нижняя граница принадлежит UPG, “Дюваль компани”, “ОККО-Бизнес”, чуть выше (46 грн./л) – “Нексен Ойл”.
В Черновицкой области стоимость дизеля составляет 46,50-47,10 грн./л. По 46,50-46,65 грн./л предлагали “Мартин Трейд”, “ОККО-Бизнес”. Первые сообщили, что в октябре не планируют железнодорожные поставки из Румынии.
Что касается ресурса из Словакии, то его объемы в октябре будут равны сентябрьским. “Мы рассчитывали на увеличение квоты, но в последний момент нам подтвердили такой же объем, как в сентябре. Спотовые партии и в этом месяце будут ограничены”, – рассказал один из импортеров по “трубе”.
Как ранее сообщалось, премии на словацкое топливо на базисах составляют $103-115/т в CIF NWE, несмотря на $110/т в сентябре.
По состоянию на 6 октября цены на “трубный” ресурс у украинских компаний равнялись 46,50-47,30 грн./л. Стоимость в “Сокар Энерджи Украина” составила 46,80 грн./л.
Компании надеются, что существенное снижение объемов из Румынии сбалансирует рынок, что позволит улучшить рентабельность оптовых продаж. “Остановится Констанца или нет, будет зависеть от продолжительности лабораторных проверок и предложения румын. Баржисты в свою очередь начали предлагать более долгий срок без демереджа за те же деньги”, – отметил один из трейдеров. (enkorr.ua)
