Объемы поставок дизтоплива из Румынии в первые дни октября упали до минимального уровня с начала года. Согласно данным Консалтинговой группы “А-95”, за пять дней месяца импорт с румынского направления упал до 1,5 тыс. т, что в 12 раз меньше по сравнению с началом сентября.
Причина падения объемов – запрет импорта дизтоплива из румынского терминала в Констанце с 1 октября. Основанием для введения запрета стало поступление в Румынию крупных партий топлива индийского происхождения в течение летних месяцев. Компания Reliance Industries, которая была поставщиком ДТ из Индии, является крупным покупателем российской нефти. Прекращение закупок индийского топлива согласуется с пунктами 18-го пакета санкций ЕС, предусматривающего запрещение импорта производимых из российской нефти нефтепродуктов с 21 января 2026 года. Правда, украинская Энергетическая таможня и Служба безопасности сделали это почти на четыре месяца раньше.
“Все правильно, в таких вопросах Украина должна задавать тренд всему миру”, – считает представитель украинской сети АЗС, один из крупных импортеров топлива.
В начале октября из Румынии поступал только дизель производства OMV Petrom. Впрочем, попытки растаможить морской ресурс с Констанцы тоже были. Компания Oscar Downstream 30 сентября отправила 3 машины из терминала в Романе, но до покупателей они не доехали.
“Они все остановлены для проведения тестов – таможенники знают, что имеют 2-3 недели для обработки тестов”, – сообщил представитель румынской компании 1 октября.
В планах Oscar Downstream было отгрузить на украинский рынок 10 тыс. т топлива в течение октября. Расчет Oscar основывался на том, что под запрет подпадет только базис Констанцы, а из других терминалов можно будет отгружать топливо. Но план не сработал, поскольку компания импортирует ресурс также через Констанцу.
Участники рынка также говорят, что в проверках застрял груз Vitaro Energy, который в прошлом месяце продал на украинском рынке самый большой объем из Констанцы.
“У Vitol баржа стоящая с субботы. Таможня отобрала образцы и дала им 30-дневный срок”, – сообщил источник.
Операторы топливного терминала в Констанце надеются, что введенный запрет будет носить временный характер, поскольку невозможность отгружать создает избыток продукта в резервуарах. В сентябре в Констанцу поступили 372 тыс. т дизтоплива, из которых около половины пришлось на индийский продукт. (enkorr.ua)
