В сентябре импорт сжиженного газа по сравнению с рекордным августом сократился на 22% до 69,2 тыс. т. В то же время в годовом исчислении поступления выросли на 33%. Об этом свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”.
За девять месяцев импортированы 590,7 тыс. т газа – на 13,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это снижение почти не соответствует сокращению розничных продаж, которые в крупных сетях с января по август суммарно упали на 12%.
Падение импорта в сентябре объясняется значительными остатками августа и ростом предложений внутренних производителей. Рост показателей по сравнению с прошлым годом обусловлен низкой базой – в августе 2024 года рынок готовился к повышению акцизов, что повлияло на динамику сентября.
Несмотря на понижение импорта, трейдеры отмечали профицит ресурса. “Почти весь месяц был профицитный. Сначала разгребали старые остатки, потом вывозили поступления на дунайские терминалы”, – отметил один из трейдеров. Поставки Дунаем в прошлом месяце составили 59% (40,7 тыс. т) общего импорта против 46% (39,6 тыс. т) в августе.
Традиционно наибольшие объемы поступали из Турции – 17,5 тыс. т против 15,9 тыс. т в августе. Основная часть – от Likitgaz Dagitim (12,8 тыс. т, +85% до августа), остальная часть – от Aygaz.
Поставки из Румынии составили 10,3 тыс. т – на 24% меньше, чем месяцем ранее. 39% приходились на Vixon Gas. В то же время поставки Interport Gaz, ранее занимавшей ведущие позиции в этом направлении, сократились до 2,1 тыс. т с 5,9 тыс. т. В целом Румыния сохранила лидерство, отгрузив 20,3 тыс. т (-31%).
Существенный прирост продемонстрировали поставки из Болгарии (преимущественно из порта Бургас) и Греции – на 77% и в два раза соответственно. Из Бургаса компания Port Bulmarket EAD отгрузила 4,8 тыс. т американского пропана. Помимо украинских трейдеров на дунайские терминалы поставляет ресурс и Bulmarket. По словам представителей топливных компаний, поставки из Бургаса будут оставаться высокими.
“Bulmarket подписал TERM-контракт на поставку 30-35 тыс. т американского пропана, поэтому теперь активно продвигает его по разным направлениям”, – сообщили в одной из компаний.
В сентябре к импортерам из Греции добавился AGTG. Вместе с “Мартин Трейд”, который в августе начал поставки по этому направлению, они отгрузили 2,9 тыс. т ресурса из базиса Naftomar.
Среди видов транспорта больше сократились железнодорожные перевозки – на 55%, до одного из самых низких показателей (5,7 тыс. т). Больше всего просели поставки из Польши – на 71% до 1,6 тыс. т. Оттуда из базиса AmeriGas Polska ресурс возила только компания ОККО. Из-за высокой стоимости железнодорожное направление не пользовалось спросом среди трейдеров: средняя таможенная стоимость составляла $645/т, в то время как морские партии – около $588/т, автомобильные – $630/т.
Также на 27% и 43% сократились поставки вагонами-цистернами из Румынии и Чехии – до 1,8 тыс. т и 1 тыс. т соответственно.
Впервые с сентября 2023 г. газ (бутан, 516 т) от MOL Group из Венгрии импортировала группа “Барс”. Общий объем поставок из Венгрии составил 1,2 тыс. т (-10% к августу).
Автомобильным транспортом ввезены 22,8 тыс. т ресурса – на 38% меньше, чем в августе. Из-за более высоких цен резко снизились объемы из Польши – на 76%, до самого низкого уровня с апреля 2022 года (1,47 тыс. т).
Поставки из Литвы сократились на 23% (9,6 тыс. т) из-за временных производственных ограничений на заводе ORLEN Lietuva.
Вместо этого выросли автопоставки из Латвии (+13%) и Венгрии (+23%). Из Латвии поступили 2,3 тыс. т пропана, из Венгрии – 0,9 тыс. т смеси.
Спрос на ресурс Latvijas Propana Gaze несколько снизился во второй половине сентября из-за более дешевых предложений на внутреннем рынке. Однако в конце месяца разрыв между ценами в Латвии и украинском юге сократился, что восстановило спрос на латвийский продукт.
Из-за конкурентного преимущества южного направления количество импортеров в сентябре сократилось до рекордно низкого уровня с июня 2022 года – 70 компаний (-16 к августу). Более 500 т импортировали только 29 компаний (35 в августе).
“БРСМ-Нафта” сохранила лидерство, хотя сократила поставки на 23% (10,3 тыс. т). Разница между ней и ближайшим конкурентом уменьшилась с 5,8 тыс. т в августе до 3,1 тыс. т. Компания не грузила газ по железной дороге из Польши, перейдя на вагонный ресурс с Unicom Oil Terminal. Также сократила автопоставки из Barter и Bialchem Group и приостановила сотрудничество с Modern Gas Derivatives.
Основным конкурентом “БРСМ-Нафты” по объемам импорта стал “Вигазтрейд”. Компания, усилившая присутствие на юге благодаря быстрым отгрузкам, импортировала 7,2 тыс. т газа (+8%).
Наибольший рост в сентябре продемонстрировал “Мартин Трейд”, увеличивший поставки с 1,3 до 7,1 тыс. т. Отчасти это объясняется переходными объемами августа из-за задержки судна.
После высокого импорта в августе “Надежда” сократила поставки. В сентябре оператор впервые вышел на Украинскую энергетическую биржу.
Ощутимо снизили импорт GT Group и “Сентурион”, у которого также задержалось запланированное на сентябрь судно.
Впервые за три месяца UPG увеличила импорт газа с 1,6 тыс. т до 2,2 тыс. т, в частности, благодаря росту закупок смеси в Венгрии на терминале Transfer-R.
WOG и KLO отказались от собственного импорта в пользу ресурса внутреннего рынка. (enkorr.ua)
