Резкий рост цен на нефть с $61-62 до $65-66 за баррель в третьей декаде октября и ограниченные поставки разбудили дизельный ценник на стелах автозаправочных станций. Бензин на этот раз потрясения обошли, потому что объемы импорта достаточны, а запас наценки – больше. С газом было по-разному: удержались не все.
В течение 20-27 октября – период, на который пришелся максимальный рост внешнего рынка, – котировки дизеля прибавили $97/т или 4,10 грн./л (с валютным курсом на 3 ноября), бензина – $47/т или 1,77 грн./л. Но к концу месяца котировки откатились и по сравнению с 1 октября для бензина снизились на $9,5/т (-0,36 грн./л), для дизеля – увеличились на $26/т (+1,10 грн./л).
Прибавил толчка и валютный курс: в течение октября доллар вырос на 0,88 грн./$, евро – на 0,20 грн./евро. Только валютная составляющая повысила закупочную стоимость дизтоплива на 0,77 грн./л, бензина – 0,67 грн./л.
Внешние факторы вместе с ограничениями Констанцы, отсутствия ORLEN Lietuva и поставок из Словакии привели к росту оптовой цены на дизель на 2,61 грн./л, на бензин – на 0,91 грн./л. В то же время розничная стоимость дизеля увеличилась на 64 коп./л (56,52 грн./л), бензина марки А-95 просела на 7 коп./л (58,66 грн./л).
Перебои в поставках сжиженного газа на юг и снижение объемов у внутренних производителей в определенный момент приводили к легкому дефициту в центральных и северо-восточных регионах страны. Это отражалось на цене, которая по итогам в среднем выросла на 1930 грн./т или чуть более 1 грн./л (при плотности 540 кг/куб. м) до 54540 грн./т (29,45 грн./л).
Цены на газ на АЗК не отыграли динамику оптового рынка, увеличившись всего на 15 коп./л до 34,46 грн./л. Частично слабый рост обеспечили запасы рентабельности и незыблемость цен в премиальных сетях, традиционно являющихся драйверами для более активных действий сетей среднего и нижнего ценовых диапазонов.
По сравнению со “светлыми”, в среднем в октябре спрэд между оптом и розницей на LPG уменьшился больше всего – 89 коп./л (5,13 грн./л). Разница на бензине сузилась на 66 коп./л (9,42 грн./л), на дизеле – на 51 коп./л (8,12 грн./л).
В какой-то момент спрэд на дизель уменьшался до минимальных с третьей декады июня 5,50 грн./л, на бензине – с третьей декады июля – 8,09 грн./л.
Необязательный рост. На 1 грн./л подорожал дизель на АЗК ОККО, WOG, “Укрнафта”, Ovis, “Маркет”, U.GO, “Кворум”, ZOG, “Катрал” и RLS.
Более активными были в Marshal, где цена увеличилась в среднем на 2 грн./л (52,59 грн./л). Кроме того, оператор увеличил на 1 грн./л стоимость всей линейки бензина.
Чуть меньше на дизель добавили в KLO и “Факторе”: по 1,80 грн./л до 59,79 грн./л и 51 грн./л. Увеличив цену, первый почти вплотную приблизился к премиальным ценам (разница 20 коп./л). Не удержался и “Авантаж”, на стелах которого дизель подорожал на 50 коп./л (52,45 грн./л). Оператор продолжает входить в тройку сетей с самой низкой ценой на дизтопливо, пропустив впереди себя “БРСМ-Нафту” и “Фактор”. “БРСМ” не стал увеличивать стоимость дизеля на всех АЗК. Неизменными остались стелы Днепропетровской, Киевской и Николаевской областей. На остальных цена выросла на 0,30-1 грн./л. Бензин снизился на 1 грн./л только на Днепропетровщине, до самых маленьких по сравнению с другими областями 49,99 грн./л. У остальных дизтопливо подорожало в среднем на 45-83 коп./л.
Не стали трогать цены UPG, полтавские сети BVS и “Автотранс”, Mango, “Рур групп”, SUNOIL.
Сжиженный газ в зависимости от сети подорожал на 0,19-1,04 грн./л. Наибольший прирост зафиксирован на станциях VST (+1,04 грн./л, 33,70 грн./л). Оператор отличился и с бензином, снизив его стоимость в конце октября на 3 грн./л (55,90 грн./л), опустившись до уровня дискаунтеров Motto и “Маркет”. Самые низкие цены на LPG можно найти на станциях Marshal в Житомирской области (29,99 грн./л, без изменений), БРСМ – в Запорожской (30,99 грн./л, +50 коп./л в месяц) и “Кворума” в Николаевской (31,18 грн./л, +20 коп./л).
Против течения плыли “Рур групп”, U.GO, точечно SOCAR и AMIC, снизившие цены на газ в среднем в сети на 3-50 коп./л.
Разница между премиальными и дискаунтерами за месяц на бензине почти не изменилась (7,15 грн./л), а на дизеле выросла на 40 коп./л (7,68 грн./л). На газ – уменьшилась на 9 коп./л до 2,97 грн./л.
В первой половине ноября цены на бензин и сжиженный газ вряд ли претерпеют изменения. Стоимость первого будут держать достаточные поставки, второго – появление поставок из Литвы и снижение котировок Sonatrach.
Что касается дизеля, то здесь ситуация неоднозначна. В настоящее время стоимость горючего имеет потенциал к росту еще как минимум на 1 грн./л. Но возобновление железнодорожных поставок после ремонта с ORLEN Lietuva и возможная разблокировка Констанцы могут ликвидировать спекулятивную составляющую, которая сейчас ощутимо влияет на оптовые цены на топливо. Это снизит оптовые цены и, как следствие, частично нивелирует рост на “потолке”. (enkorr.ua)
