Цены на дизельное топливо в Европе в последние дни были рекордно высокими по сравнению с бензином, что свидетельствует о том, что нефтеперерабатывающим заводам требуется гораздо больше природного газа для производства первого и изо всех сил пытаются продать последний на экспортных рынках.
Нероссийские дизельные грузы 26 августа стоили на $55,23 за баррель выше, чем бензиновые баржи Eurobob.
Расширение спреда было подкреплено ростом цен на природный газ. Нефтеперерабатывающие заводы извлекают водород из природного газа для использования в некоторых процессах, особенно в гидрокрекинге, который превращает более тяжелое сырье в основном в дизельное топливо – соответствующий процесс увеличения выхода бензина не требует водорода – и стоимость водорода для нефтеперерабатывающих заводов примерно утроилась с июня из-за рост цен на газ. Спрэд между бензином и дизельным топливом достиг пика в тот же день, что и европейская эталонная цена на газ, прежде чем оба показателя немного снизились.
Торговцы дизельным топливом говорят, что Европа относительно хорошо снабжена, а поддержку ценам оказывает более высокая себестоимость в результате кризиса в поставках газа. ЕС заявил, что с февраля полностью заблокирует поставки российского дизельного топлива, но это пока не влияет на оперативность поставок. До вторжения в Украину российское дизельное топливо покрывало около 10% европейского потребления. Многие компании в одностороннем порядке отказались от российского дизельного топлива на спотовых рынках, но не могут по закону выйти из долгосрочных контрактов на поставку.
Между тем, постоянный переизбыток бензина в Европе способствовал резкому падению маржи этого продукта по сравнению с сырой нефтью в последние недели. Европа полагается на экспорт в дальнемагистральные направления – США и Западную Африку – чтобы оставаться на вершине своего структурного переизбытка бензина, но в последние месяцы потоки в эти регионы были остановлены. По данным Vortexa, экспорт в США составил 1,07 млн. т с июня по август по сравнению с 1,53 млн. т за те же три месяца 2021 г., что было обусловлено резкой структурой бэквордации, высокими фрахтовыми ставками и низким спросом в США. Экспорт в Западную Африку упал примерно до 1,39 млн. т в августе с 1,62 млн. т в июле и 1,53 млн. т в августе 2021 г., при этом европейские экспортеры столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны поставщиков из Ближневосточного залива в этом регионе.
Отсутствие экспортных возможностей привело к резкому росту предложения: независимые запасы в хабе Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA) достигли 1,53 млн. т за неделю до 24 августа, что является самым высоким показателем с тех пор, как Argus начал собирать данные от консалтинговой компании Insights Global в 2011 г.
По словам трейдеров, нефтеперерабатывающие заводы теперь могут наращивать объемы производства сырой нефти, чтобы воспользоваться более высокой маржой дизельного топлива. Это окажет дополнительное давление на цены на бензин, поскольку более высокие объемы производства сырой нефти, как правило, увеличивают выпуск всех видов продукции. Таким образом, нефтепереработчикам придется балансировать между получением прибыли от высокой маржи дистиллятов и недопущением потерь при выпуске бензина.
Предпочтительным способом увеличения выхода дизельного топлива без добавления избыточного бензина было бы увеличение производительности установки гидрокрекинга, а не производительности перегонки сырой нефти. Это, вероятно, по-прежнему самый прибыльный маршрут для нефтеперерабатывающих заводов даже с учетом повышенной стоимости водорода. Но гидрокрекинговые установки имеют ограниченную мощность, а маржа дизельного топлива стимулировала их интенсивное использование в течение последних шести месяцев, поэтому некоторые нефтеперерабатывающие заводы могут быть вынуждены перерабатывать больше сырой нефти, если они хотят еще больше увеличить производство дизельного топлива.
Участники рынка заявили, что некоторые нефтеперерабатывающие заводы используют вакуумный газойль с низким содержанием серы (ВГО) через установки гидрокрекинга, сырье, которое обычно используется в установках каталитического крекинга с псевдоожиженным катализатором (ФКК) для производства бензина. Это поможет максимизировать выход дизельного топлива при минимальных затратах на водород: чем меньше серы в сырье, поступающем в установки гидрокрекинга, тем меньше водорода им нужно для десульфурации дизельного топлива. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)