В марте 2022 г. общие объемы импорта легковых и легкогрузовых шин в ЕС и Британии впервые превзошли допандемийные уровни, несмотря на резкий рост стоимости морских перевозок и остановку производства на заводах в некоторых странах-поставщиках.
Согласно данным Astutus Research, в первые семь месяцев 2022 г. импорт вырос на 11% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а рост в сравнении с семью месяцами “доковидного” 2019 г. составил 5%.
В 2021 г. четвертым крупнейшим импортером легковых и легкогрузовых шин выступала Россия с поставками 11 млн. шин (7,5% от общих объемов импорта), еще 1 млн. шин поступал из Украины и Беларуси.
В первой половине 2022 г. доля РФ снизилась до 6,3% (5 млн. шин), а 10 июля в ЕС вступил в силу запрет на шины российского производства. Перед этим поставщики увеличили запасы шин из РФ, вследствие чего в июне на их долю пришлось почти 10% от импорта.
В Astutus отмечают, что хотя некоторые иностранные компании остановили или ограничили объемы производства шин в РФ после начала российско-украинского кризиса, в первой половине года выпуск шин для легковых и легкогрузовых шин в стране снизился всего на 8%. В то же время в июле и августе производство сократилось почти на 40%, аналитики прогнозируют, что ввиду потери ключевого экспортного рынка и сократившегося спроса внутри страны производство шин в РФ останется на сниженном уровне в оставшиеся месяцы 2022 г. и в 2023 г.
В 2022 г. Сербия заняла место России и стала четвертым крупнейшим импортером легковых и легкогрузовых шин в ЕС и Британию, увеличив свою долю в поставках до 6,5%. По словам аналитиков, в Сербии расположен в том числе завод Michelin, который ранее был крупным поставщиком шин в РФ, а теперь в сложившихся обстоятельствах будет искать для себя новые рынки, такие как ЕС.
Кроме этого, Goodyear не так давно стала собственником сербского завода Cooper, чьи мощности будут существенно увеличены, а в 2022 г. производство в стране также пустили китайская Linglong и японская Toyo. Первая компания при помощи завода в Сербии заместит импорт из Китая и Таиланда, а вторая использует новое предприятие, чтобы высвободить мощности своих площадок в Малайзии и Японии и будет поставлять шины сербского производства в том числе в Северную Америку.
Эксперты добавляют, что ключевым риском для европейских шинных заводов в 2022 г. и первом квартале 2023 г. будут потенциальные перебои в поставках энергии. В частности, в результате остановок поставок из России властям европейских стран, возможно, придется нормировать газ для промышленных предприятий, этот сценарий наиболее вероятен в случае сильного похолодания.
По данным Astutus, наиболее уязвимы в этом отношении шинные заводы в Германии и Италии, но ситуация может напрямую или косвенно отразиться и на работе предприятий в других странах, и хотя ведущие компании стремятся локализовывать производство, им, возможно, придется наращивать поставки шин из других регионов. (Rcc/Химия Украины и мира)