С начала года стоимость бензина и дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) продолжает падать. Эксперты связывают происходящее с февральским эмбарго ЕС на импорт российских нефтепродуктов. Однако на АЗС цены держатся в одном ценовом коридоре, вызывая недоумение у автовладельцев.
Историческое снижение биржевых цен на топливо было зафиксировано в конце минувшей недели. Так, по данным на 20 января цена бензина АИ-92 опустилась до минимума за семь лет – 33920 руб./т. В пятницу бензин АИ-92 по территориальному индексу европейской части России подешевел еще на 2,29% до 33142 руб./т. Таких низких цен на этот вид топлива не было с января 2016 г. Однако 24 января зафиксировано очередное снижение – АИ-92 торговался по 32810 руб./т.
В 2023 г. биржа открыла торги топливом 9 января. Тогда стоимость АИ-92 была 36270 руб./т. Таким образом, с начала года снижение цены за тонну “девяносто второго” на бирже составило 3,46 руб. или почти 10%.
Популярный в России АИ-95 также показал значительную динамику в цене. 20 января стоимость марки АИ-95 снизилась на 1,95% до 38329 руб., что является минимумом с середины ноября 2022 г. 23 января АИ-95 подешевел на 0,4% до 38176 руб. 24 января данный вид топлива торговался по 37844 руб./т.
9 января АИ-95 на бирже стоил 42095 руб./т. Таким образом снижение с начала года произошло на 4,251 руб. или почти 10%.
Летнее дизельное топливо 20 января потеряло в цене 2,76%, его стоимость составила 40162 руб. – минимум с февраля 2018 г. Межсезонный и зимний дизель подешевели на 3,28% и 3,72% до 40870 и 48458 руб./т соответственно. Для межсезонного топлива это минимум с февраля 2018 г., для зимнего – это минимальная цена с прошлой зимы.
23 января сильнее всего потерял в цене зимний дизель – 4,06%, его стоимость составила 46490 руб./т. Летний дизель подешевел на 3,71% до 38673 руб., межсезонный – на 2,67% до 39780 руб.
24 января тонна летнего ДТ торговалась по 38432 (-0,62%) руб., межсезонный дизель – по 40032 руб. (+0,63%), зимний ДТ – по 44918 (-3,38%).
По данным на 9 января, тонна летнего ДТ на бирже продавалась за 47,141 руб., межсезонный ДТ – 47,598 руб., зимний – 62,914. Так, с начала года летнее ДТ подешевело на 8,709 руб./т или почти на 18%; межсезонное ДТ подешевело на 7,566 руб./т или почти на 15%, зимнее ДТ снизилось в цене на 17996 руб./т или почти на 29%.
Мазут топочный 9 января торговался по 7604 руб./т, 24 января – по 7537 руб. Снижение составило 67 руб./т или 0,9%.
Топливо для реакторных двигателей 9 января стоило на бирже 69615 руб./т, 24 января – 69619 руб. В данном виде топлива отмечен рост на 4 руб./т или +0,1%.
Сжиженные углеводородные газы 9 января торговались по 7641 руб./т, 24 января – 6569 руб. Снижение составило 1045 руб./т или 12,5%.
Таким образом, сильнее всего с конца 2022 г. дешевеет дизельное топливо: летнее ДТ подешевело на 18%, межсезонное – на 15%, зимнее – почти на 29%.
Однако на АЗС, по данным Росстата, цены с 9 по 16 января на бензин не изменились: АИ-92 в среднем торговался по 47,18 руб./л. АИ-95 – 51,34 руб./л., бензин марки АИ-98 и выше – 61,61 руб./л. Дизтопливо выросло в цене на 11 коп. до 58,81 руб./л.
И это вполне объяснимая ситуация, по мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши. “Предпосылок для снижения цен на АЗС сейчас нет, потому что сильно выросли эксплуатационные расходы. Абсолютно все: от ЖКХ, зарплат, оборудования сейчас дорожает. Уровень промышленной инфляции гораздо выше, чем потребительской. Поэтому огромная маржинальная доходность перекрывается резким ростом расходов. Что касается дизеля, то здесь вообще отдельная ситуация: цены были очень сильно завышены, его стоимость была почти на 20 тыс. руб./т дороже, чем по бензину. Поэтому дизель просто переходит в нормальное, равновесное состояние с розничными ценами”, – отметил он.
При этом Евгений Аркуша отметил, что и поводов для роста цен на топливо в рознице также нет: “У нас впереди еще трудный период, связанный с эмбарго на нефтепродукты. Поэтому прогнозы делать не хочется. Но роста цен я не ожидаю. Пожалуй, топливо – это сейчас единственный товар, на который не вырастут цены”. (angi.ru/Химия Украины и мира)