С 1 по 11 сентября средняя стоимость сжиженного газа в рознице выросла на 1,65 грн./л до 30,57 грн./л. Об этом свидетельствует мониторинг Консалтинговой группы “А-95”.
Удорожание происходило постепенно. За почти две недели стоимость газа в премиум-сетях – ОККО и WOG – выросла на 2 грн./л до 31,99 грн./л. Больше всего в среднем – на 2,50 грн./л – подорожало горючее в тернопольской сети Green Wave, до 29,90 грн./л. Более 2 грн./л оно добавило в UPG, “Катрали”, “Кворуме” и Motto. Меньше всего в сети – на 0,52 коп./л – подорожало топливо у национального оператора AMIC, до 30,14 грн./л. В зависимости от области стоимость газа у оператора увеличилась на 30-80 коп./л.
На 11 сентября разница между ценами у маркетмейкеров и дискаунтеров несколько выросла по сравнению с началом месяца и составила 2,71 грн./л.
Толчком к росту стоимости газа на потолке стало значительное удорожание его в опте после внедрения новых акцизных ставок на топливо с 1 сентября. Так, средняя оптовая цена на ресурс за 11 дней сентября выросла на 2810 грн./т (1,5 грн./л) до 52850 грн./т (28,54 грн./л).
Несмотря на нынешнюю закупочную цену, в сети “Авантаж 7” стоимость горючего ниже себестоимости и составляет 28,45 грн./л. “Не очень понятна политика “Авантажа”: снижать цену на 50 коп./л на нарастающем рынке как-то странно”, – отметил один из операторов.
Чуть выше оптовой – 28,99-29,49 грн./л – средние цены в сетях “Олас”, U.GO, “БРСМ-Нафта”, Motto, Marshal и “Кворум”.
В одной из сетей с юга отметили, что сложно адекватно увеличивать стоимость, когда по другую сторону трассы цена 29,49 грн./л.
Удерживать цены от более существенного роста позволяют старые дешевые остатки. Но если премиум-сети и некоторые региональные операторы имеют возможности для накопления, у небольших региональных сетей такая возможность не всегда. Это приводит к сужению ценового диапазона в сетях. Например, разница между ценами на станциях ОККО и “Катрал” в Одесской области на 10 сентября составила 1,02 грн./л, тогда как в августе – более 3 грн./л.
По словам владельцев сетей, следующая волна удорожания начнется, когда новый ресурс начнет доезжать до АЗК и превысит долю старых запасов. “Уже в конце этой недели или на следующей на стелах увидим 32,99 грн./л”, – отметили в одной из компаний.
Как утверждают операторы, в целом стоимость газа может вырасти до 32-35 грн./л, чтобы полностью компенсировать повышение акциза при постоянных закупочных ценах в валюте и нынешнем курсе доллара. “Мы прогнозируем 32-33 грн./л для сетей среднего и нижнего ценовых диапазонов, для “зеленых” – 34-35 грн./л”, – отметили в одной из одесских сетей, добавив, что с учетом себестоимости газа на юге на уровне 53000-54000 грн./л, а то и больше и плотности 550 кг/куб. м, которая осенью растет, закупочная цена в пересчете на литры выходит 29,1-29,7 грн./л. “А с учетом дополнительных расходов, которые выросли до 3 грн./л, имеем на потолке 32,1-32,7 грн./л”, – подытожили в сети.
В крупной топливной компании отметили, что в их портфеле большинство ресурса – железнодорожный, а его цена выше цены на автомобильный. “Если взять среднюю стоимость железнодорожного ресурса +/-$800/т, то в Киеве себестоимость этого газа с новыми акцизными ставками будет около 57000 грн./т, что составляет 30,8 грн./л (плотность 540 кг/куб. м). Автомобильный ресурс дешевле – около 55000 грн./т или 29,7 грн./л. А учитывая дополнительные расходы, которые выше, чем в эконом-сетях, получаем минимальные 34 грн./л”, – добавили в ней.
Впрочем, трейдеры в сентябре ожидают уменьшения цен на газ у зарубежных поставщиков: если не из-за удешевления нефти, так из-за снижения спроса со стороны украинских компаний. “Но понижение не будет существенным”, – считает один из трейдеров.
Другой добавляет, что стоимость нефти может повлиять на цены на газ с запада, а на юге эффект будет ощутим только в октябре. “В Польше дешевого росгаза становится меньше из-за уменьшения поставок. До 20 декабря, когда начнет действовать запрет на импорт российского LPG, уже не так далеко, поэтому неизвестно, какую цену предложат поляки в этом месяце”. (enkorr.ua)